С активизацией боевых действий Ограниченного контингента войск Советской Армии в Афганистане потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего стали составлять от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. При этом более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь. К тому же значительно увеличилось потребление горючего, особенно керосина авиацией.
В течение 1980-1984 годов полевой магистральный трубопровод, проложенный по маршруту Термез - Хайратон - Пули-Хумри - Баграм, хорошо зарекомендовал себя в ходе военных действий. Потери горючего по трубопроводу от боевых повреждений составляли всего 3-5%. Полевой магистральный трубопровод сберегал жизни людей, прежде всего водителей.
Во второй половине 1984 года было принято решение о прокладке нового трубопровода в одну линию диаметром 150 мм по маршруту Кушка - Турагунди - Шинданд (там находился крупный военный аэродром).
30 ноября 1984 года из Киевского военного округа прибыл и был включен в состав войск 40-й армии 1461-й отдельный трубопроводный батальон (войсковая часть полевая почта 41447). Местом дислокации командного пункта батальона был определен город Герат.
Вспоминает участник тех событий солист группы «Голубые береты» Юрий Слатов:
«Я служил в автомобильных войсках, объездил всю страну. Кабина "Камаза" стала для меня и кабинетом, и спальней. В начале декабря восемьдесят четвертого мы ушли в необычный рейс: прокладывать трубу от Кушки до Шинданда (топлива катастрофически не хватало, особенно авиации. Вот и решили протянуть трубопровод на 200 километров)...» Читать далее
Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Игорь Макшанов:
«Батальон формировали в городе Смела Черкасской области Украинской ССР, где многие из нас и начинали службу. Потихоньку присылали личный состав из разных частей и подразделений до полного комплекта. Перед поездкой с нами, как обычно, поработал особый отдел. После чего многие отсеялись...»
«Ехали в эшелоне восемь или девять суток через весь Союз - немытые и злые. И - самое главное - в неизвестность. Прибыли в Кушку, а там и Афган в буквальном смысле не за горами.
В Турагунди нас встретили неприветливо. Навстречу шли и бежали, а кто-то просто стоял у дороги при прохождении колонны, и что-то кричали и грозили кулаками. Самое интересное, почти все были вооружены.
Заходили почти молча, уж какое тут веселье при виде всего этого. Разбили общий лагерь за один день возле склада ГСМ. С этого места и начался славный путь 1461-го отдельного трубопроводного батальона вглубь Афганистана...»
«В лагере мы все вместе прожили около двух-трёх недель, попутно занимаясь получением техники и оборудования. Также исследовали места будущей дисклокации гарнизонов насосных станций и места пролегания самого трубопровода.
По прошествии этих недель нас поэтапно стали выдвигать на точки, где происходил процесс прокладки трубы и монтаж обвязок. Одновременно с этим обустраивали своё жильё.
Задача была не из лёгких. Обстрелянных и бывалых у нас не было. Незнакомые места и непривычный климат. К тому же, казалось, что сама природа взбунтовалась против нас. Хорошо, что ещё не было такой изнурительной жары, какая бывала потом. Мы все трудились на износ, практически целыми сутками, вкруговую сменяя друг друга. А впереди был перевал Рабати-Мирза, а что за ним - никто не знал, одни догадки...»
«К перевалу подошли уже полностью в измотанном состоянии, но на это никто не обращал внимания. Люди часто болели - акклиматизация шла полным ходом. А погодные условия на перевале были ещё суровее, чем в долине. Местные, слава богу, в этот период сильно не беспокоили. У них было какое-то затишье.
Перевал преодолели. Впереди был Герат - бывшая столица Афганистана. Место не очень приятное. Бетонка вся изрыта техникой и воронками от взрывов, так что разогнаться было негде. Работали под прикрытием мотострелков, и это приносило свои плоды.
В-общем, все с божьей помощью мы преодолели и вынесли. В сроки уложились. Первая перекачка для нас - это был настоящий праздник...»
Вспоминает участник тех событий командир 2-й трубопроводной роты Олег Марков:
«1-я трубопроводная рота батальона формировалась на базе в/ч 52886 в городе Смела Черкасской области Украинской ССР (Киевский военный округ).
2-я и 3-я роты зародились в конце октября 1984 года в с.Щерчево Пружанского района Брестской области Белорусской ССР на базе в/ч 51976 и влились в состав батальона в городе Смела. До середины октября роты укомплектовывались личным составом, производилось их боевое слаживание, накапливались материальные средства и оборудование, которое должны были взять с собой в ДРА, проводились строевые смотры...» Читать далее
Вспоминает участник тех событий командир батальона Евгений Анатольевич Антонюк:
«...Перемещение батальона к месту назначения (без комплектов трубопровода) было осуществлено двумя эшелонами, и 30 ноября 1984 года мы сосредоточились на начальном пункте трубопровода. В этот же район, еще до нашего прибытия, было доставлено два комплекта ПМТП-150. В течение пяти суток трубопровод и вся специальная техника были подготовлены к развертыванию, которое началось 14 декабря 1984 года. Трубы были вывезены в три пункта временного складирования...» Читать далее