С активизацией боевых действий Ограниченного контингента войск Советской Армии в Афганистане потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего стали составлять от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. При этом более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь. К тому же значительно увеличилось потребление горючего, особенно керосина авиацией.
В течение 1980-1984 годов полевой магистральный трубопровод, проложенный по маршруту Термез - Хайратон - Пули-Хумри - Баграм, хорошо зарекомендовал себя в ходе военных действий. Потери горючего по трубопроводу от боевых повреждений составляли всего 3-5%. Полевой магистральный трубопровод сберегал жизни людей, прежде всего водителей.
Во второй половине 1984 года было принято решение о прокладке нового трубопровода в одну линию диаметром 150 мм по маршруту Кушка - Турагунди - Шинданд (там находился крупный военный аэродром).
30 ноября 1984 года из Киевского военного округа прибыл и был включен в состав войск 40-й армии 1461-й отдельный трубопроводный батальон (войсковая часть полевая почта 41447). Местом дислокации командного пункта батальона был определен город Герат.
Вспоминает участник тех событий солист группы «Голубые береты» Юрий Слатов:
«Я служил в автомобильных войсках, объездил всю страну. Кабина "Камаза" стала для меня и кабинетом, и спальней. В начале декабря восемьдесят четвертого мы ушли в необычный рейс: прокладывать трубу от Кушки до Шинданда (топлива катастрофически не хватало, особенно авиации. Вот и решили протянуть трубопровод на 200 километров)...» Читать далее
Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Игорь Макшанов:
«Батальон формировали в городе Смела Черкасской области Украинской ССР, где многие из нас и начинали службу. Потихоньку присылали личный состав из разных частей и подразделений до полного комплекта. Перед поездкой с нами, как обычно, поработал особый отдел. После чего многие отсеялись...» Читать далее
Вспоминает участник тех событий командир 2-й трубопроводной роты Олег Марков:
«1-я трубопроводная рота батальона формировалась на базе в/ч 52886 в городе Смела Черкасской области Украинской ССР (Киевский военный округ).
2-я и 3-я роты зародились в конце октября 1984 года в с.Щерчево Пружанского района Брестской области Белорусской ССР на базе в/ч 51976 и влились в состав батальона в городе Смела. До середины октября роты укомплектовывались личным составом, производилось их боевое слаживание, накапливались материальные средства и оборудование, которое должны были взять с собой в ДРА, проводились строевые смотры...
На момент формирования во 2-й трубопроводной (линейной) роте было по штату 40 человек. В управление роты также входили писарь и водитель автомобиля ГАЗ-66.
Рота состояла из 3-х трубопроводных взводов.
Каждый взвод - из 2-х трубопроводных отделений.
Каждое отделение имело:
- командира отделения - моториста,
- старшего моториста-пулеметчика,
- моториста,
- старшего монтажника-трубопроводчика,
- монтажника-трубопроводчика-связиста,
- монтажника-трубопроводчика-повара.
Каждому отделению придавался один автомобиль КАМАЗ-4310 из автовзвода батальона для организации патрульно-аварийной службы и радист с радиостанцией.
Одно отделение - один Гарнизон Насосных Станций (ГНС)...
Представитель Туркестанского Военного Округа генерал-майор Орлик принял батальон под свое начало.
После перемещения железнодорожным транспортом от г.Смела до приграничного советского г.Кушка, 30 ноября 1984 года 2-я трубопроводная рота в составе 1461-го Отдельного Трубопроводного Батальона вошла на территорию Республики Афганистан в район приграничного н.п.Турагунди, где в период с 1 по 14 декабря 1984 года личный состав роты получал технику, готовил трубы и трубопроводное оборудование к развертыванию.
15 декабря 1984 года рота совершила марш по маршруту Турагунди - 2км севернее н.п.Парвана и сосредоточилась на 5-й сторожевой заставе 101-го Мотострелкового Полка.
С 16 по 26 декабря 1984 года личным составом роты был произведен монтаж трассы трубопровода ПМТП-150 на своем эксплуатационном участке общей протяженностью 86 км. Особенно трудно пришлось на монтаже личному составу 1-го трубопроводного взвода, который производил монтаж на перевале Рабати-Мирза при температуре минус 5 градусов в снежной метели. Как раз этот момент отмечает в своих воспоминаниях Юрий Слатов (в дальнейшем – солист группы «Голубые береты»). Особенно отличившиеся в период монтажа сержанты и рядовые впоследствии были отмечены правительственными наградами...
27 декабря 1984 года личный состав роты рассредоточился по трассе трубопровода на своих Гарнизонах Насосных Станций:
• 9-й ГНС – перевал Рабати-Мирза;
• 10-й ГНС – пер.Чукур (впоследствии расформирован);
• 11-й ГНС – н.п.Парвана;
• 12-й ГНС – н.п.Тахти-Сафар на северном въезде в г.Герат;
• 13-й ГНС – на южной окраине г.Герат, на реке Герируд (за мостом);
• 14-й ГНС – на КП батальона в 1 км южнее аэропорта "Герат";
• 15-й ГНС – в 8 км южнее 14-го ГНС.
30 декабря 1984 года началось заполнение трубопровода...»
Вспоминает участник тех событий командир батальона Евгений Анатольевич Антонюк:
«...Перемещение батальона к месту назначения (без комплектов трубопровода) было осуществлено двумя эшелонами, и 30 ноября 1984 года мы сосредоточились на начальном пункте трубопровода. В этот же район, еще до нашего прибытия, было доставлено два комплекта ПМТП-150. В течение пяти суток трубопровод и вся специальная техника были подготовлены к развертыванию, которое началось 14 декабря 1984 года. Трубы были вывезены в три пункта временного складирования...» Читать далее