Особо сложной задачей прокладки трубопровода через перевал Саланг стал переход через его наивысшую точку (высота гор = 3825 м, средняя отметка тоннеля = 3363 метра над уровнем моря).
Зима84-85 / Северный портал тоннеля перевала Саланг / Северный гарнизон и радиорелейная станция
«В качестве возможных технических решений по преодолению горной гряды рассматривалось три варианта:
- минуя туннель по горам,
- сквозь туннель внутри вентиляционного канала,
- сквозь туннель по тротуару рядом с дорожным полотном.
Конечно, трубопровод можно было проложить вне туннеля по горам - навыки и опыт воинов-трубопроводчиков позволяли выполнить развертывание и по такому сложному варианту. Но это потребовало бы удлинения линии трубопровода, увеличило бы риск его повреждения от снежных лавин и, что было самым главным, - чрезвычайно затруднило бы доступ к нему в процессе эксплуатации ввиду отсутствия подъездов по дороге.
Первоначально было решено прокладывать трубопровод в вентиляционном каналеСхема-рисунок прокладки трубопровода в туннеле Саланг внутри вентиляционного канала (из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») длиной 2,3 км, который находился над дорожным полотном.
Трубы подавались с автомобилей-трубовозов в вентиляционные люки и монтировались в две линии. Высота вентиляционного канала в верхней точке (1,7 м) вполне позволяла вести работы по монтажу. В течение трех дней обе линии были смонтированы. На выходе из вентиляционного канала 2 км трубопровода были уложены на крыше галереиГалереи - типовые снегозащитные сооружения. Эта - вплотную примыкала к южному порталу тоннеля (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»).
Позже трубопровод был проложен непосредственно в туннелеСхема-рисунок прокладки трубопровода в туннеле Саланг рядом с дорожным полотном (из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») для повышения безопасности эксплуатации.
На тротуаре были уложены 3 линии трубопровода ПМТБ-200 (внутренний диаметр 212 мм), а внутри них - линии трубопровода ПМТП-100. Проложенные линии были защищены от повреждения при случайном наезде техники мешками с песком, а сверху все сооружение было закрыто бетонными лотками. Герметичность линий трубопровода контролировалась по показаниям манометров, установленных в начале и конце участков. Осмотр и проверка линий на отсутствие подтеканий горючего осуществлялась оперативным диспетчером от дорожно-комендантской службы на перевале Саланг...»
«В этот день произошла самая массовая одновременная гибель советских солдат за всё время нахождения в Афганистане контингента советских войск. Главной особенностью этой потери стала её небоевая причина - произошло отравление личного состава выхлопными газами техники. Подобные единичные случаи в Афганистане происходили ранее и будут происходить позднее, но это была вторая массовая гибель людей именно на одном определённом участке, произошедшая из-за особенностей места происшествия и отсутствия элементарной службы регулирования движения на одном из самых ответственных и опасных отрезков дороги стратегического значения.
Географическая справка: Саланг - перевал в горах Гиндукуш, связывающий северную и южную часть всего северо-востока Афганистана.
В районе перевала в 1970е гг. советскими специалистами и рабочими был проложен горный тоннель сквозь скальный массив протяжённостью около 2.7 тысяч метров. Тоннель не был обеспечен системой мощной вентиляции и в нем периодически происходили несчастные случаи с отравлениями людей выхлопными газами от работающей техники. 23 февраля 1980 года произошла первая массовая гибель советских военнослужащих, когда в результате дорожно-транспортного происшествия в тоннеле произошла остановка колонн 2 зенитно-ракетной бригады, 186 мотострелкового полка и техники некоторых других частей. В результате скопления работающей техники произошло отравление нескольких десятков военнослужащих, в результате чего скончались 18 человек (С.А.Жуков. Потери в Афганистане - часть 20).
Никаких выводов из этой трагедии сделано не было и она повторилась спустя два с половиной года.
3 ноября 1982 года, около 12 часов дня (кабульское время) в тоннеле находились:
- колонна автомобильной роты /снабжения топливом/ 221 отдельного батальона материального обеспечения ВВС, следовавшая из г. Кабул в г. Пули-Хумри для заправки, состоявшая из примерно 40 пустых наливных цистерн,
- колонна из состава 177 мсп, 1074 ап и 1003 обмо 108 мсд следовавшая из г. Баграм в г. Пули-Хумри, в количестве около 20 автомобилей,
- около 10 автомобилей из состава 762 отдельного ремонтно-восстановительного батальона /автомобильной техники/ и некоторых других частей,
а также около 100 грузовых автомобилей и автобусов с афганскими военнослужащими и гражданскими лицами.
В центре тоннеля произошло столкновение КАМАЗа автомобильной роты и афганского автомобиля, в результате чего произошёл затор движения. Тоннель в считанные минуты заполнился выхлопными газами от работающих двигателей. Уже после случившегося дорожно-транспортного происшествия, в тоннель вошла сводная колонна 103 гв.вдд в количестве около 30 автомобилей и бронетранспортёров, следовавшая за боеприпасами из г. Кабула в г. Термез.
Все советские воины оказавшиеся в тоннеле, приняли самоотверженное участие в спасении товарищей и афганских граждан, но большинство из тех, кто находился вблизи центра тоннеля - погибли в результате отравления выхлопными газами.
Общее количество погибших советских военнослужащих составило 64 человека (С.А.Жуков. Потери в Афганистане - часть 22). Количество погибших афганцев неизвестно, но предположительно это число составляет около 200 человек. В электронной энциклопедии "википедия" со ссылкой на неизвестный источник, говорится о 176 жертвах, в числе которых 64 советских и 112 афганских солдат. В некоторых западных источниках содержится недостоверная информация о том, что трагедия произошла в результате взрыва бензовоза и последующего пожара, в результате чего погибло якобы от полутора тысяч до 2.700 человек. В российских источниках также время от времени приводится недостоверная информация о том, что якобы трагедия явилась результатом "диверсии" душманов. Во всяком случае, эта версия активно ходила в среде солдатских слухов, а также служила частичным оправданием нелепой гибели военнослужащего в официальном уведомлении по месту жительства или призыва.» [cвернуть рассказ]
В спасательной операции приняли участие военнослужащие 3ТПБ. При спасении пострадавших погиб заместитель командира батальона по технической части майор Валерий МалышевКнига памяти 38021.
Первоначальный опыт эксплуатации ПМТП в тоннеле показал, что "трубачам" необходима собственная служба наблюдения за трубопроводом. Патрульно-аварийная команда (пеший патруль) нового гарнизона =Северный= сформировалась их двух человек:
- монтажник-трубопроводчик - старший ПАК;
- монтажник-трубопроводчик - повар.
Здесь же, преимущественно, "квартировался" взводный офицер, под командованием которого находился личный состав 42(38), 43(39), 44(40)ГНС и Северного гарнизона.
Для обеспечения диспетчеризации перекачки использовалась автомобильная радиорелейная станция (РРС), которую обслуживали специалисты роты связи батальона.
2 марта 1985 года во время служебной командировки был смертельно ранен в ДТП начальник РРС мл.сержант Василий ЗеленькоКнига памяти 38021.
«7 мая 1984 года меня призвали в ряды Советской Армии. Попал в Туркмению, мотострелковый полк, сержантскую школу города Ашхабада. Началась служба - тяжелая, изматывающая физическая тренировка с марш-бросками на пределе человеческих сил, когда жара в тени +46 +48 градусов. Три раза в неделю проводилась огневая подготовка, бегом до стрельбища 12 километров, с автоматами, многие не выдерживали нагрузки. На этот случай за колонной ехал ГАЗ-66, подбирая отставших. За время учебы 3 раза ездили в учебный центр «Келята», где занимались рукопашным боем, стреляли из гранатометов, пулеметов, автоматов. За малейшую провинность заставляли подниматься на сопку «Борзых» и сопку «Смелых» - практически отвесные склоны.
Пробыл в учебке до 16 сентября. Утром на построении зачитали фамилии якобы отправляемых в Польшу, но уже прошел слух, что пошлют в Афганистан. В списке было 38 человек. В этот же день нам присвоили звание младших сержантов. Получили новую форму, сухой паек на три дня. Попрощались с друзьями, обменялись адресами, в 7 часов утра уехали.
На поезде доехали до приграничного узбекского города Термеза. За рекой Амударьей был Афганистан. Погрузились на КАМАЗы, переправились через мост в город Хайратон - это уже ДРА. Оттуда - на «вертушках» в город Кундуз. Дальше на автомобилях добирались до места дислокации южнее города Пули-Хумри провинции Баглан.
В трубопроводной бригаде после трехнедельного курса молодого бойца распределили в третий батальон на перевал Саланг. Назначили механиком-водителем бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 командира батальона, бортовой номер 907.
Вся моя служба прошла на дорогах. Каждый день выезды по точкам. Наша задача - охрана трубопровода, по которому из Союза в город Баграм перекачивали керосин и солярку. Трубы шли вдоль шоссе, называемого «дорогой жизни». По нему двигались грузы из СССР в Кабул. Особое внимание уделялось обеспечению безопасности этой транспортной магистрали. В перестрелках с «духами» там погибло немало ребят.
Конечно, невозможно перечислить целиком тяготы, но бывали светлые моменты. Особенно запомнилась красота природы. Весной, наступающей уже в феврале, зацветали поля красных маков, фруктовые деревья, виноградники. Как-то посетили нас с концертом афганские комсомолки. Очень понравилось. И, письма из дома - их ждали больше всего...
2 марта 1985 года вызвал к себе замполит батальона, приказал срочно выезжать. Скорая загрузка боеприпасов, отделения пехоты и - в путь.
Дорога на Саланге - сплошные спуски, подъемы, серпантины. Чуть в сторону - загремел в пропасть. Неполадки с тормозной системой я распознал быстро, но старший торопит, времени для остановки и ремонта нет. Приходится держаться в колонне, да еще не сбавляя ход.
Вдруг крутой поворот, сразу уклон под 20°. Я - по тормозам. Они отказали. Секунды решают все. Чтобы не сорваться в ущелье, переключил БРДМ на низшую передачу, направил на впереди идущую машину, надеясь снизить скорость об неё. Сидящий рядом офицер хватает руль, резко крутит вправо. Солдат с брони от удара о скалу летит на камни. БРДМ обтекаемой передней частью перерубает парня...» [cвернуть воспоминания]
Известно, как минимум, об одной "перекладке" линий трубопровода внутри тоннеля - в мае 1986 года.
На кадрах документального фильма 1988 года видно, как выглядела "труба" в период подготовки к выводу ограниченного контингента советских войск из Афганистана.