Всесоюзная Книга памяти




Полевая почта 38021 Пули-Хумри
276-я Трубопроводная Бригада
3-й Трубопроводный Батальон
Северный Гарнизон
( Северный портал тоннеля перевала Саланг )
?? ??????? 198? года - 9 февраля 1989 года


Фотоархив
Читальный зал

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 44(40)-й Гарнизон Насосных Станций.

  СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ: 39(35)-й Гарнизон Насосных Станций (ПУ 1ЭР 3ТПБ).

.............................................................................................................

Особо сложной задачей прокладки трубопровода через перевал Саланг стал переход через его наивысшую точку (высота гор = 3825 м, средняя отметка тоннеля = 3363 метра над уровнем моря).

Вспоминают участники тех событий (исторический очерк «Трубопроводным войскам 50 лет»):

Зима84-85 / Северный портал тоннеля перевала Саланг / Северный гарнизон и радиорелейная станция

«В качестве возможных технических решений по преодолению горной гряды рассматривалось три варианта:

- минуя туннель по горам,

- сквозь туннель внутри вентиляционного канала,

- сквозь туннель по тротуару рядом с дорожным полотном.

Конечно, трубопровод можно было проложить вне туннеля по горам - навыки и опыт воинов-трубопроводчиков позволяли выполнить развертывание и по такому сложному варианту. Но это потребовало бы удлинения линии трубопровода, увеличило бы риск его повреждения от снежных лавин и, что было самым главным, - чрезвычайно затруднило бы доступ к нему в процессе эксплуатации ввиду отсутствия подъездов по дороге.

Читать далее...»

.............................................................................................................

Возможно, решение убрать трубы из вентиляционного канала назрело после трагедии 3 ноября 1982 года.

Рассказывает историк С.А.Жуков («Поимённый справочник безвозвратных потерь советских войск в Афганистане»):

«В этот день произошла самая массовая одновременная гибель советских солдат за всё время нахождения в Афганистане контингента советских войск. Главной особенностью этой потери стала её небоевая причина - произошло отравление личного состава выхлопными газами техники. Подобные единичные случаи в Афганистане происходили ранее и будут происходить позднее, но это была вторая массовая гибель людей именно на одном определённом участке, произошедшая из-за особенностей места происшествия и отсутствия элементарной службы регулирования движения на одном из самых ответственных и опасных отрезков дороги стратегического значения.

Читать далее...»

В спасательной операции приняли участие военнослужащие 3ТПБ. При спасении пострадавших погиб заместитель командира батальона по технической части майор Валерий МалышевКнига памяти 38021.

.............................................................................................................

Первоначальный опыт эксплуатации ПМТП в тоннеле показал, что "трубачам" необходима собственная служба наблюдения за трубопроводом. Патрульно-аварийная команда (пеший патруль) нового гарнизона =Северный= сформировалась их двух человек:

- монтажник-трубопроводчик - старший ПАК;

- монтажник-трубопроводчик - повар.

Здесь же, преимущественно, "квартировался" взводный офицер, под командованием которого находился личный состав 42(38), 43(39), 44(40)ГНС и Северного гарнизона.

[список Командиров взвода]

.............................................................................................................

Для обеспечения диспетчеризации перекачки использовалась автомобильная радиорелейная станция (РРС), которую обслуживали специалисты роты связи батальона.

2 марта 1985 года во время служебной командировки был смертельно ранен в ДТП начальник РРС мл.сержант Василий ЗеленькоКнига памяти 38021.

Из воспоминаний участника тех событий водителя БРДМ Александра Подангина (документальный сборник «Афганцы исаклинской земли»):

младший сержант Подангин

«7 мая 1984 года меня призвали в ряды Советской Армии. Попал в Туркмению, мотострелковый полк, сержантскую школу города Ашхабада. Началась служба - тяжелая, изматывающая физическая тренировка с марш-бросками на пределе человеческих сил, когда жара в тени +46 +48 градусов. Три раза в неделю проводилась огневая подготовка, бегом до стрельбища 12 километров, с автоматами, многие не выдерживали нагрузки. На этот случай за колонной ехал ГАЗ-66, подбирая отставших. За время учебы 3 раза ездили в учебный центр «Келята», где занимались рукопашным боем, стреляли из гранатометов, пулеметов, автоматов. За малейшую провинность заставляли подниматься на сопку «Борзых» и сопку «Смелых» - практически отвесные склоны.

Пробыл в учебке до 16 сентября. Утром на построении зачитали фамилии якобы отправляемых в Польшу, но уже прошел слух, что пошлют в Афганистан. В списке было 38 человек. В этот же день нам присвоили звание младших сержантов. Получили новую форму, сухой паек на три дня. Попрощались с друзьями, обменялись адресами, в 7 часов утра уехали.

Читать далее...»

.............................................................................................................

23 февраля 1987 года под снежной лавиной погиб механик РРС рядовой Юрий ЩукинКнига памяти 38021.

.............................................................................................................

Известно, как минимум, об одной "перекладке" линий трубопровода внутри тоннеля - в мае 1986 года.

На кадрах документального фильма 1988 года видно, как выглядела "труба" в период подготовки к выводу ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

.............................................................................................................


ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 44(40)-й Гарнизон Насосных Станций.

  СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ: 39(35)-й Гарнизон Насосных Станций (ПУ 1ЭР 3ТПБ).

.............................................................................................................