.............................................................................................................
Технические мероприятия "дистанционной передачи" топлива от хранилищ Туркестанского военного округа (ТуркВО) СССР на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА) через реку Амударью решали проблему поставок лишь частично. Основным средством подвоза непосредственно войскам оставался автомобильный транспорт. Такая доставка оказывалась недостаточно эффективной. Главная асфальтированная дорога Хайратон - Кабул находилась под постоянным воздействием группировок вооруженной оппозиции, военизированных отрядов боевиков. Колонны специализированных автотопливозаправщиков, импровизированных "наливников" (грузовых автомобилей, оборудованных установленными в кузовах, полуприцепах, прицепах стандартными металлическими резервуарами) представляли собой запросто обнаруживаемыеСожженная колонна на Саланге (фото из архива В.Глушко, командира 3ГСБ 177МСП 1983-1985). легко поражаемыеСожженная колонна на Саланге (фото из архива В.Глушко, командира 3ГСБ 177МСП 1983-1985). цели. Использование полевого магистрального трубопровода повышенной производительности (ПМТП) позволяло более результативно координировать сложнейшие многоплановые задачи снабжения Ограниченного контингента.
254-километровая трасса ПМТП-150 (универсальной быстросборно-разборной системы труб условным диаметром 150 мм) от советско-афганской границы (близ поселения Хайратон) до склада горючего 59-й бригады материального обеспечения (долина Сейид-Хейль южнее города Пули-Хумри) прошла землями трех провинций: Балх, Саманган, БагланКарта трассы 14-го отдельного трубопроводного батальона.
[открыть УВЕЛИЧЕННОЕ изображение в новой вкладке]. Вдоль неё развернул двадцать три гарнизона насосных станций, обустроил три пункта управления ротами, разместил пикеты патрульно-аварийных команд 14-й отдельный трубопроводный батальон, передислоцированный из состава 7-й трубопроводной бригады Группы советских войск в Германии (ГСВГ).
Руководство переформированной по особому штату новой войсковой частью полевая почта 38021, "настройка пульса" всей перекачки осуществлялись командным пунктом1988 / Штаб *Пентагон* и часть территории (уже обустроенной) бывшего командного пункта 14-го отдельного трубопроводного батальона - теперь командный пункт 1-го трубопроводного батальона 276-й трубопроводной бригады (фото из архива А.Сальникова, 1ТПБ 276ТПБр 1988-1989). (КП - позывной =Север=), расположившимся возле местечка Ларган несколько севернее городка АйбакОкрестности Айбака.
[открыть изображение в новой вкладке] (столицы провинции Саманган) - "геометрическом центре" стальной магистрали.
Вспоминают участники тех событий (исторический очерк «Трубопроводным войскам 50 лет»):
«Начало развертывания первой магистральной линии относится к весне 1980 года, когда были приняты предложения Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны (ЦУРТГ МО) СССР на прокладку трубопровода ПМТП-150 от советско-афганской границы в район города Пули-Хумри провинции Баглан на территории ДРА. Для выполнения указанной задачи на базе 7-й трубопроводной бригады ГСВГ переформировали по особому штату 14-й отдельный трубопроводный батальон (14ОТПБ).
Командиром батальона был опытный трубопроводчик майор В.В.Величко, начальником штаба - капитан И.И.Кужин, заместителем командира по технической части - майор С.П.Коренев, старшим инженером - старший лейтенант В.И.Шинкаренко (его вскоре заменил капитан В.Н.Володин - подробнее: КП батальона / Командование).
Для оказания помощи командованию батальона в район развертывания были направлены офицеры 95-й трубопроводной бригады Московского военного округа (МВО) подполковник Г.И.Хомуськов (участвовавший в прокладке трубопровода через Амударью) и майор Б.Р.Каграманьян (будущий [1985-1987] командир 276-й трубопроводной бригады - воспоминания полковника Б.Р.Каграманьяна о развертывании ПМТП в разделе *История 38021*).
В состав батальона (численностью 525 человек) вошли управление (командование), три эксплуатационные роты, монтажная, автомобильная и рота связи, автомобильный и хозяйственный взводы, клуб и медицинский пункт. К исходу 23 апреля 1980 года батальон погрузился в железнодорожный эшелон на станции Фюрстенвальде (Германия) и 6 мая (через 14 суток) прибыл на станцию выгрузки Джаркурган (Узбекистан). Через шесть часов сюда же прибыл эшелон с автомобилями-трубовозами "КрАЗ-257". После выгрузки автомобилей из эшелона батальон совершил 7 мая марш протяженностью 70 километров к месту временной дислокации - станции Амузанг поселка Гульбахор (Узбекистан). Сюда ему поставлялись по железной дороге комплекты трубопровода, автомобили, средства связи, другое оснащение.
По объемам поставленных задач и времени их выполнения деятельность 14ОТПБ можно условно разделить на три этапа:
- непосредственно развертывание
- эксплуатация развернутого трубопровода
.............................................................................................................
Продолжение следует...
.............................................................................................................
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: История 38021.
СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ: ПУ 1ЭР =Фреза= | ПУ 2ЭР =Север= | ПУ 3ЭР =Сокол=.
.............................................................................................................