В начале декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой. Этот первый крупный успех в войне потребовал от СССР предельной концентрации всех средств и ресурсов. В сложнейшей, постоянно меняющейся обстановке личный состав Службы горючего Красной Армии четко выполнял поставленные перед ним задачи (журнал «Трубопроводный транспорт нефти»: статья «ОНИ ОСТАНОВИЛИ "ТАЙФУН"»).
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву», - Маршал Советского Союза Георгий Жуков
В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СЕНТЯБРЯ
По первоначальному плану нацисты надеялись взять Москву уже через три, максимум четыре месяца войны. Такая самоуверенность была обусловлена опытом стремительного завоевания европейских стран. Отправляя своих солдат на восток, Гитлер обещал им, что уже в октябре они начнут возвращаться домой.
Этим планам не суждено было сбыться. В упорных оборонительных боях под Смоленском, на дальних подступах к Ленинграду и на Правобережной Украине Красная армия задержала немецкое наступление. Только во второй половине сентября командование вермахта смогло приступить к подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун».
К концу сентября группа армий «Центр», получившая значительное подкрепление, насчитывала около 75 дивизий, имевших в своем составе до 1,8 млн. человек, 1,7 тыс. танков, свыше 14 тыс. орудий и минометов, около 1390 самолетов.
На дальних подступах Москву обороняли войска Западного, Резервного и Брянского фронтов, насчитывавших в общей сложности около 1,2 млн. человек, тысячу танков, 7,6 тыс. орудий и минометов, 677 самолетов.
30 сентября танковая группа Гудериана обрушилась на левый фланг Брянского фронта, что и стало началом битвы за Москву. Сражения развернулись на огромном пространстве — 700 км по фронту и более 400 км в глубину.
КОЛОННЫ УХОДЯТ НА ЗАПАД.
«Концентрация на западном направлении таких сил и средств потребовала большого количества горючего. За семь месяцев 1941 года нашими войсками на этом направлении было израсходовано 34% автомобильного и 22% танкового горючего от общего расхода горючего на всех фронтах», — писал генерал-полковник Василий Никитин в своей книге «30 лет во главе службы горючего».
Автомобильное, танковое, тракторное горючее для фронтов поставляли нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы городов Саратова, Сызрани, Уфы и Орска. Авиационное топливо поступало с Кавказа и с центральных складов Наркомата обороны СССР.
Первоначально большие трудности возникли с работой Московского нефтеперерабатывающего завода — из-за нехватки сырья он был на грани остановки. Добавило проблем и то, что немецкой авиации удалось уничтожить часть запасов московских и подмосковных баз.
Важную роль в подвозе горючего в войска сыграли автомобильные наливные батальоны Центра. С их помощью ГСМ оперативно доставлялись в войска при резком изменении или осложнении обстановки.
10 октября принято решение об эвакуации промышленных предприятий из Москвы. Доставка заводского оборудования к железнодорожным станциям погрузки также потребовала больших объемов топлива. Для решения этих задач в ночь с 16 по 17 октября заместитель Председателя СНК СССР Алексей Косыгин провел совещание в Кремле с представителями Моссовета, Наркомата нефтяной промышленности и Государственного комитета материальных ресурсов. Разработанный специалистами план привел к мобилизации всех имеющихся ресурсов. Хотя и медленно, объемы горючего стали накапливаться. В Москве и области были созданы десятидневные запасы ГСМ.
ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Между тем события на фронте развивались тревожно. 13 октября немецкие танки пересекли границу Московской области. Главное сражение развернулось на Можайском рубеже. В конце октября бои шли на расстоянии всего 80 — 100 км от Москвы.
Второе наступление на Москву гитлеровцы начали 15 ноября, получив 10 свежих дивизий и произведя перегруппировку войск. На советскую столицу вермахт нацелил 51 дивизию, в том числе 13 танковых и четыре моторизованные. Ставка Верховного главнокомандования также укрепила ряды защитников: Западный фронт пополнили 100 тыс. человек, 300 танков, 2 тыс. орудий.
Несмотря на упорное сопротивление и массовый героизм, 22 ноября советским войскам пришлось оставить г. Клин, через два дня г. Истру, а 28 ноября авангарды противника прорвались в районе г. Яхромы к каналу Москва — Волга, форсировали р. Нару, подошли к г. Кашире с юга. До Москвы оставалось не более 25 км.
И все же враг уже выдыхался. Все сильнее стали ощущаться потери — к началу декабря они достигли 750 тыс. человек, причем из передовых частей выбыло до двух третей личного состава. Боевые порядки наступавших на Москву гитлеровцев растянулись на тысячу километров, в частности, полоса наступления 3-й и 4-й танковых групп составляла 250 км, 2-й танковой армии — 300 км. Выдвинутые вперед ударные группировки врага имели уязвимые фланги, что создавало благоприятные условия для успешного контрнаступления советских войск.
Немецкое наступление под Москвой завершилось 5 декабря последней, отчаянной попыткой через поселки Крюково, Красная Поляна и Белый Раст прорваться к окраине Москвы. Здесь в ожесточенном рукопашном бою враг был остановлен.
МОСКОВСКИЙ ОПЫТ СЛУЖБ ГОРЮЧЕГО
Для контрнаступления, начавшегося 6 декабря, Ставка из своих резервов передала Западному фронту 1-ю ударную, 10-ю и 20-ю армии. От г. Калинина на севере до г. Ельца на юге в операции приняли участие 88 советских дивизий. Не подвели и горючники. К началу декабря войска Западного фронта имели по 5—6 заправок горючего, что было достаточно для наступления. Около 70% горючего подвезли непосредственно в войска.
В особо трудных условиях было обеспечено снабжение армий левого крыла Западного фронта. Более 30 тыс. бочек с трех нефтебаз потребовалось везти на 2 тыс. бортовых автомобилях. Эта операция была выполнена за 20 часов: 43, 49 и 50-я армии получили 5990 т топлива.
С началом наступления потребности советских войск в автомобильном бензине возросли в 1,7 раза — автотранспорт стал основным средством подачи войскам всего необходимого. В полтора раза увеличилось потребление высокооктанового авиабензина — за время наступательной операции летчики Красной армии совершили более 16 тыс. самолетовылетов, добившись оперативного господства в воздухе. Самый большой расход был отмечен в первый период наступления — с 5 декабря 1941 года по 8 января 1942 года — и составил 1,9 тыс. т горючего в сутки.
Для ситуаций, когда горючники не успевали быстро подать требуемое количество ГСМ, специалистами службы была разработана технология создания смесевого горючего. Автомобильный бензин смешивали с керосином и лигроином, а иногда в автомобильный бензин добавлялось даже дизельное топливо. Конечно, это вело к снижению мощности, сопровождалось повышенным износом двигателей, но было единственным выходом в складывающейся обстановке.
Отдельной проблемой стала и нехватка зимних сортов масел. Для ее решения были разработаны рекомендации по смешению летних масел с керосином.
За весь период битвы под Москвой советским войскам потребовалось 294 тыс. т ГСМ, из них на наступательный период пришлось 76%. И даже при таком колоссальном расходе службам горючего удалось создать к исходу сражения запасы, которые позволили решать и последующие задачи. Опыт снабжения крупных воинских соединений под столицей затем был использован в обеспечении ГСМ армий, участвовавших в Сталинградской битве.
ПОХОРОНЫ «БЛИЦКРИГА»
Победа Красной армии под Москвой имела огромное военно-политическое и международное значение. Она оказала большое влияние на дальнейший ход войны, был развенчан миф о непобедимости вермахта. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой группе армий «Центр» был нанесен мощный удар, разбиты 38 немецких дивизий.
Победа под Москвой навсегда похоронила гитлеровский план «Блицкриг». Это первое крупное поражение вермахта во Второй мировой войне привело к изменению ситуации. Война приняла затяжной, изнурительный характер, чего всеми силами стремилось избежать немецкое командование.