Имя генерал-полковника Василия Васильевича Никитина неразрывно связано с историей службы горючего (которую он возглавлял более 30 лет) отечественных Вооруженных Сил, созданием трубопроводных войск, развитием стационарных и полевых трубопроводов. Этого легендарного руководителя знают все специалисты Службы горючего и хорошо помнят ветераны отрасли нефтепродуктообеспечения страны (журнал «Трубопроводный транспорт нефти»: статья «ВОЕНАЧАЛЬНИК С ГОСУДАРСТВЕННЫМ МЫШЛЕНИЕМ»).
УЧЕБА И СЛУЖБА
Василий Никитин родился 12 ноября 1914 года в Петрограде. В 1936 году еще во время учебы в Московском плановом институте его по комсомольской путевке направили в Центральное бюро ВЛКСМ Наркомата обороны СССР. Из нескольких предложенных управлений Наркомата он предпочел должность экономиста в Управлении снабжения горючим (УСГ) РККА. И этот выбор стал делом всей его жизни.
В 1937 году он без отрыва от работы успешно окончил институт и получил диплом экономиста-плановика. Перспективному молодому специалисту предложили написать рапорт о зачислении в ряды Вооруженных Сил. В августе 1938 года В.В.Никитин получил звание военного инженера 3 ранга и стал помощником начальника первого отделения второго отдела УСГ РККА.
Служба в УСГ потребовала от него приобретения новых знаний, и в 1939 году он поступил на вечернее отделение Военно-инженерного факультета Военной академии механизации и моторизации РККА. Однако начавшаяся война с Финляндией заставила В.В.Никитина прервать учебу. В этот период он разрабатывал месячные планы подачи горючего для всех сухопутных войск, участвующих в советско-финляндской войне, следил за отгрузкой горюче-смазочных материалов (ГСМ), контролировал их продвижение по железной дороге и своевременную доставку получателям. За успешное выполнение этих обязанностей нарком обороны наградил его знаком «Отличник РККА».
ПРАКТИК НА ВОЙНЕ
С началом Великой Отечественной войны В.В.Никитину пришлось решать еще более масштабные задачи. Расположенные вблизи границы запасы горючего были безвозвратно утеряны, в войсках не хватало средств подвоза и хранения горючего, автомобильные и железные дороги работали с невиданной ранее нагрузкой. Необходимо было организовать тесное взаимодействие Управления снабжения горючим РККА с наркоматами нефтяной промышленности, путей сообщения, морского и речного транспорта.
В августе 1941 года В.В.Никитина назначают на должность начальника первого отделения второго отдела УСГ. Осенью, когда линия фронта подошла вплотную к Москве, ему поручили разработать план мероприятий по ускорению накопления запасов горючего для потребностей войск, оборонявших столицу, а также для обеспечения быстрой эвакуации промышленных предприятий. Иногда поставку ГСМ войскам приходилось осуществлять в такие сроки и с таким размахом, о которых никто бы и предположить не мог в мирной обстановке.
Никитин часто выезжал на фронт в составе оперативной группы. Работа в войсках включала не только проверку тех или иных сторон деятельности отделов снабжения горючим фронтов и армий. Как писал он в одной из своих книг, в таких поездках составлялись «подробные рекомендации по планированию обеспечения горючим, рассредоточению запасов, укрытию складов горючего, отработке оперативных донесений об обеспеченности горючим, по улучшению руководства службой снабжения горючим армий и фронтовыми складами горючего».
Командование неоднократно отмечало боевые заслуги В.В.Никитина. В 1942 году его наградили орденом Красной Звездыи назначили начальником второго отдела УСГ, отвечавшего за обеспечение горючим наземной техники. В 1944 году Никитину присвоено звание инженер-подполковника. В течение войны ему пришлось принимать участие и лично организовывать обеспечение горючим 58 стратегических операций групп фронтов, 248 фронтовых операций, около 1000 армейских и других видов операций.
В 1945 году В.В.Никитин отбыл в полугодовую командировку на Дальний Восток, где принимал участие в создании запасов ГСМ для войны с милитаристской Японией, а в период боевых действий руководил обеспечением войск ГСМ.
МАСШТАБНЫЕ ЗАДАЧИ
В 1949 году В.В.Никитину присвоено воинское звание полковника. Он получил назначение на ответственный пост заместителя начальника УСГ Вооруженных Сил СССР, где обеспечивал выполнение многих важных программ. В их числе создание единого центрального органа для обеспечения горючим Сухопутных войск, авиации и сил флота СССР, снабжение топливом советских войск, находящихся в государствах Восточной Европы, техническое перевооружение Службы горючего и другие.
Вклад в создание в 1952 году в составе Вооруженых Сил СССР трубопроводных войск – неоценимая заслуга инженер-полковника В.В.Никитина (благодаря им по полевым магистральным трубопроводам общей протяженностью 1200 км были обеспечены горючим боевые действия ограниченного контингента советских войск в Афганистане в 1980–1989 годах).
В 1953 году В.В.Никитин с отличием окончил Высшие академические курсы при Военной академии тыла и снабжения и был назначен исполняющим обязанности начальника УСГ Министерства обороны, а через полгода, в 1954 году – на должность начальника УСГ. В это время шло быстрое переоснащение ВС СССР, появилось ракетно-ядерное оружие, реактивная авиация, выросла численность сил ВМФ, осуществлявшего дальние походы в различные части мирового океана. Все это потребовало выполнения масштабных мероприятий по организации бесперебойных поставок в армию высококачественных ракетных топлив, горючего и смазочных материалов.
ТРАНСПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ: ПРОЕКТЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
Еще в период Великой Отечественной войны, обеспечивая топливом части Красной Армии, Василий Васильевич видел слабые стороны существовавшей в те годы системы транспортирования нефтепродуктов. Самая главная из них – недостаточное использование трубопроводного транспорта. Поэтому в обстановке холодной войны Управление снабжения горючим активно участвовало в разработке предложений по созданию новых трубопроводных систем. Результатом этой работы стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вышедшее в июне 1958 года, – «О строительстве трубопроводов для транспортирования нефтепродуктов в западные районы СССР». Согласно этому документу, в течение 1959–1965 годов планировалось соорудить нефтепродуктопроводы Брянск – Орша – Брест, Брянск – Ровно – Чоп и Ровно – Брест.
Возглавляемое генерал-полковником В.В.Никитиным Центральное управление снабжения ракетным топливом и горючим (ЦУСРТГ МО) инициировало предложения по развитию сети магистральных нефтепродуктопроводов и на восточном направлении. Так, в 1971 году управление обосновало необходимость строительства магистрального нефтепродуктопровода Иркутск – Улан-Удэ – Чита. Госплан и Совет Министров СССР поддержали эту идею, однако средств не нашлось...
Надо отметить, что В.В.Никитин продолжал выступать с аналогичными инициативами. Например, в подписанных им в феврале 1976 года предложениях Министерства обороны значатся восемь трубопроводов общей протяженностью 5 тысяч километров.
Еще до ввода в строй нефтепродуктопроводов на западном направлении он считал необходимым заблаговременно обеспечить их техническое прикрытие, т. е. комплекс мер, позволяющих в случае войны быстро восстанавливать работоспособность поврежденных врагом линейной части и объектов трубопроводов. В 1960-х годах, на основании разработанных в ЦУСРТГ МО тактико-технических заданий и исходных данных, институты «Южгипротрубопровод» (Киев) и «Гипротрубопровод» (Москва) выполнили расчеты по использованию передвижных средств перекачки, имеющихся на вооружении трубопроводных войск.
«НЕОБХОДИМА ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТРУБОПРОВОДОВ»
Задачи повышения обороноспособности армий стран-участниц Варшавского договора требовали наращивания возможностей по подаче горючего от границ СССР в западном направлении. В качестве альтернативы дорогостоящему строительству новых нефтепродуктопроводов предусматривалось использование и действующих газопроводов.
В апреле 1972 года было подписано соглашение между правительствами СССР и ЧССР об использовании трубопроводных систем обеих стран для транспортировки нефтепродуктов из СССР в ЧССР в особый период. В августе 1973 года прошло совещание с участием начальника УСГ Главного тыла Министерства обороны Чехословакии полковника З. Горака. В результате был подготовлен совместный протокол к соглашению 1972 г., в соответствии с которым создавалась мощная трубопроводная система, включавшая нефтепродуктопровод Ровно – Чоп и газопровод «Братство». В конце 70-х гг. этот проект был воплощен в жизнь, а в конце 80-х прошел успешную проверку в ходе крупных совместных учений.
В.В.Никитин предлагал использовать для подачи горючего войскам трубопроводы различного назначения. Так, еще в 1969 году в книге «Полевые магистральные трубопроводы в современных операциях» он писал: «Для создания наиболее надежной системы бесперебойного обеспечения войск горючим необходимо иметь единую непрерывную систему трубопроводов». В эту систему, по его мнению, должны быть включены магистральные нефтепродуктопроводы, некоторые переоборудованные нефтепроводы и газопроводы, а также полевые магистральные трубопроводы Министерства обороны. Он настойчиво доказывал реализуемость этих проектов делом. В 1982 года Совет Министров СССР возложил на Министерство обороны, Мингазпром и Госкомнефтепродукт задачу – провести исследования и разработать организационно-технические решения по использованию газопроводов для транспортировки и хранения светлых нефтепродуктов как в мирное, так и в военное время. Испытания по использованию переоборудованных газопроводов для хранения и перекачки светлых нефтепродуктов были проведены в Киевском, Прикарпатском и Прибалтийском военных округах. Впервые в отечественной практике в 1985 году (уже после отставки В.В.Никитина) на газопроводе Дашава – Киев на переоборудованномучасткеКиев – Фастов была осуществлена перекачка горючего. Разработанные организационно-технические рекомендации были утверждены совместным решением Мингазпрома, Госкомнефтепродукта и Минобороны СССР.