Всесоюзная Книга памяти




История СССР
страницы воинской доблести
от Ладоги до Чернобыля
СЛУЖБА ГОРЮЧЕГО. СТАЛИНГРАД
17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года

Победа в Великой Отечественной войне во многом зависела от исхода Сталинградской битвы. Свой вклад в это грандиозное сражение внесли специалисты Службы горючего Красной Армии. Они в чрезвычайно трудных условиях обеспечили высокую маневренность крупной группировки советских войск, готовность наших танковых армий, артиллерии, авиации, флота к интенсивным боевым действим (журнал «Трубопроводный транспорт нефти»: статья «ТОПЛИВО ДЛЯ ПОБЕДЫ»).

Для обеспечения боевых действий на завершающем этапе битвы за Сталинград войскам было подано 11,4 тысяч тонн горючего, или 475 тонн в сутки (фото из архива «Транснефть – Медиа»).

ВЕРМАХТ МЕНЯЕТ ПЛАНЫ

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер отказался от предложенной его генералами повторной попытки овладеть советской столицей. Причин было несколько. Во-первых, фюрер считал, что этот ход будет предсказуемым для противника. Во-вторых, Германия стала испытывать нехватку запасов нефти, рассчитанных для блицкрига, но не для затянувшейся военной кампании. Все меньше и меньше сырья давали румынские месторождения. Если в сентябре 1941 года в этой стране было добыто 375 тысяч тонн нефти, то в январе 1942-го — 111 тысяч тонн, Единственный приемлемый путь решения проблемы фюрер видел в захвате кавказских и бакинских нефтяных промыслов. Поэтому вся наступательная мощь германского вермахта развернулась в южном на правлении. Восемьдесят немецко - фашистских дивизий устремились к Волге.

Летом 1942 года, преодолев упорное сопротивление Красной Армии, гитлеровцы смогли выйти в большую излучину Дона и создать непосредственную угрозу Сталинграду и Кавказу. Готовясь к обороне рубежей у Волги, советское командование создало Сталинградский фронт, куда вошли 62, 63, 64, 21, 28, 38 и 57-я армии, имевшие в своём составе тридцать семь дивизий, три танковых корпуса и двадцать две бригады.

Однако, пользуясь более чем двукратным преимуществом в людях, танках и самолетах, гитлеровцы в конце июля 1942 года оттеснили советские войска за Дон и находились всего в нескольких десятках километров от Сталинграда. Сил Красной Армии хватало лишь на контрудары, сдерживавшие стремительное продвижение вермахта. Особенно тревожная обстановка сложилась 23 августа, когда передовой 14-й танковый корпус противника прорвался к Волге севернее Сталинграда, отрезав 62-ю армию от остальных сил Сталинградского фронта.

Решение в службе горючего приняли смелое и оригинальное: цистерны отбуксировали с западного на восточный берег Каспия прямо по воде (фото из архива «Транснефть – Медиа»).

СТАЛИНГРАДСКАЯ ЛОГИСТИКА

В трудном положении оказалась и служба горючего Сталинградского фронта. В июле была прекращена подача топлива с Кавказа через Ростов-на-Дону, а следом и по маршруту Сальск — Сталинград. Ворвавшись на Северный Кавказ, противник овладел нефтяным районом Краснодара и навис над промыслами Грозного. В эти месяцы снабжение войск, действовавших севернее Сталинграда, велось из Саратова, Сызрани, Ярославля, Казани, Орска, Перми. Топливо подавалось на Владимирскую Пристань, Эльтон, Калач, а также в Камышин, где был создан укрытый в земле склад горючего. Часть топлива хранилась на баржах, бросивших якорь на Волге. К ним был протянут по дну сварной трубопровод, описание которого в архивах не сохранилось

Поставки горючего в войска, сражавшиеся южнее Сталинграда, осуществлялись по более сложной схеме. С Кавказа через Каспийское море его сначала транспортировали в Красноводск, далее по железной дороге через Ташкент доставляли на фронты. Существенно сократить этот маршрут удалось уже в августе 1942 года: в Гурьеве был введен в эксплуатацию перевалочный пункт горючего, который принимал топливо, поступавшее по Каспийскому морю из Баку и Махачкалы. Всего за двенадцать дней были построены временный причал и железнодорожная ветка, проведены дноуглубительные работы. Гурьевский пункт налива успевал обрабатывать в сутки 1 - 1,2 тысячи железнодорожных цистерн.

Но тут возникла новая проблема — нехватка цистерн. Имевшихся не хватало, в то время как на железных дорогах Северного Кавказа и Закавказья было много брошенных и неиспользуемых. Решение в службе горючего приняли смелое и оригинальное: цистерны отбуксировали с западного на восточный берег Каспия прямо по воде.

Запасы для подразделений, ведущих бои в городе, доставлялись в бидонах и бочках - горючники действовали на самой настоящей передовой (фото из архива «Транснефть – Медиа»).

ТЫЛ НА ПЕРЕДОВОЙ

Враг же продолжал наступать. 13 сентября, нанеся мощные удары по всему фронту, гитлеровцы приступили к штурму города, на улицах которого завязались ожесточенные бои. Средняя продолжительность жизни советских солдат, прибывавших из пополнения, составляла менее суток, командира взвода — три дня, роты — неделю. В таких условиях, при господстве в воздухе вражеской авиации, снабжение топливом советских войск, сражавшихся в Сталинграде, было поистине сложнейшей задачей. Перед подходом гитлеровцев фронтовые и армейские склады пришлось переправить на левый берег Волги. На правом берегу осталось отделение армейского склада (емкости в блиндажах) в 100 метрах от воды. Запасы для подразделений, ведущих бои в городе, доставлялись в бидонах и бочках на моторных баркасах и даже на весельных лодках. Будучи службой тыла, горючники действовали на самой настоящей передовой.

ОПЕРАЦИЯ «УРАН»

Держа упорную оборону в Сталинграде, советское командование задумывалось о масштабном контрнаступлении. В сентябре 1942 года генералы Жуков и Василевский предложили Верховному главнокомандующему спланировать и провести под Сталинградом крупную операцию под кодовым названием «Уран». Она предусматривала нанесение мощных ударов севернее и южнее города для окружения гитлеровцев. Скрытая подготовка велась почти два месяца: из центра страны были подтянуты войска, построены переправы и дороги. В степях Заволжья в кратчайшие сроки была развернута специальная железнодорожная ветка длиной около 200 км.

Приготовилась и служба горючего. Значительные объемы топлива доставили по железной дороге и по Волге. Поставки осуществлялись только в темное время суток, горючее сливали немедленно, чтобы до рассвета убрать весь порожний транспорт. К началу контрнаступления участвовавшие в нем фронты были обеспечены высокооктановым авиабензином — на 7 заправок, автомобильным бензином — на 3,3 и дизельным топливом — на 8,8 заправки.

Гром артиллерийской подготовки 19 ноября возвестил о начале Сталинградской наступательной операции. В тот день в наступление перешли Юго-Западный и Донской фронты, 20 ноября к ним присоединился и Сталинградский. Уже 23 ноября войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов встретились, замкнув кольцо окружения. Блокированная от основных сил вермахта 6-я армия генерала Паулюса сразу начала испытывать дефицит топлива, боеприпасов и продовольствия. Запасы быстро сокращались, несмотря на попытки наладить ее снабжение по воздуху, предпринятые 4-м воздушным флотом люфтваффе под командованием фон Рихтгофена.

Задачу обеспечения горючим контрнаступления выполнял автомобильный транспорт, подвозя топливо от фронтовых и армейских складов на передовую (фото из архива «Транснефть – Медиа»).

В НАСТУПЛЕНИЕ С ПОЛНЫМИ БАКАМИ

В середине декабря вермахт предпринял операцию «Зимняя гроза» — последнюю попытку деблокировать группировку Паулюса в Сталинграде. Группа армий «Дон» генерал - фельдмаршала Манштейна ценой огромных потерь прорвалась сквозь позиции 4-й гвардейской танковой армии, но была остановлена подоспевшей из резерва 2-й гвардейской армией Малиновского (при ее выдвижении горючее для танков доставили самолетами, вылетевшими с подмосковных аэродромов). Утром растерянный Манштейн, увидев перед собой невесть откуда взявшиеся полтысячи советских танков, отбил депешу в Берлин: «Вся степь заполнена русскими танками».

В результате успешных действий советских войск в ноябре — декабре были созданы условия для ликвидации в районе Сталинграда окруженной вражеской группировки. 26 января 1943 года 6-я армия немецко-фашистских войск была рассечена на две группировки: южная вместе со всем штабом Паулюса сдалась в плен 31 января, северная под командованием генерал-полковника Штрекера сложила оружие 2 февраля. Начался перелом в ходе воины.

Для обеспечения боевых действий на завершающем этапе битвы за Сталинград войскам было подано 11,4 тысяч тонн горючего, или 475 тонн в сутки. При расходе 556 тонн в сутки, который не покрывался подачей, весьма кстати оказались ранее накопленные запасы. Основные трудности в обеспечении горючим контрнаступления заключались в подвозе от фронтовых и армейских складов до войск. Эту задачу, работая с большим напряжением, выполнял автомобильный транспорт.

Топливо для советских войск под Сталинградом в этот период доставляли из Гурьева, Орска, Уфы и с нефтебаз, расположенных на Средней Волге. Всего в Сталинградской битве с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года было израсходовано 148,8 тысяч тонн горючего. Особенно большой расход горючего был у авиации — 72 заправки. Автомобильному транспорту потребовалось 48 заправок.

Обеспечение топливом фронтов Сталинградской группировки показало огромную важность использования морского и речного транспорта при тесном их взаимодействии с железной дорогой. Именно активное использование Волжской речной магистрали и Каспийского моря позволило обеспечить колоссальные потребности войск в горючем под Сталинградом и при этом не оставить на голодном пайке другие фронты.

СССР 1922-1991