История СССР
страницы воинской доблести
«Афганский опыт»
ИСТОРИЯ в/ч п.п. 38021
( 14-й Отдельный Трубопроводный Батальон -
- 276-я Трубопроводная Бригада )

Самым серьезным экзаменом для трубопроводных войск стала служба в Афганистане. Советские соединения, части и подразделения были рассредоточены тогда практически на всей территории страны, площадь которой почти в два раза больше площади Франции.

Ограниченному контингенту войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс.тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось почти 70%.

Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода повышенной производительности (ПМТП) для подачи горючего войскам (смотреть видео «38021 - история создания» продолжительностью 04:05).

В конце января 1980 года были развернуты три линии ПМТП-150 (по 15 км каждая) через реку Амурдарья от перевалочной базы горючего ТуркВО (10 км восточнее г.Термез, СССР, впоследствии - окружной склад горючего) до отделения склада горючего (1 км южнее г.Хайратон, ДРА), вошедшего в состав перевалочной базы.

Для прокладки этих трех линий и дальнейшей эксплуатации "перевалки" был сформирован отдельный трубопроводный взвод (в 1984 году это подразделение было преобразовано в 95 отдельный трубопроводный взвод, а в 1987 году вошло в состав 276 трубопроводной бригады).

Вспоминает участник тех событий бывший первый заместитель начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны генерал-майор К.Г.Шеин:

«2 января 1980 г. начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны генерал-полковник В.В.Никитин приказал начальнику оперативной группы подобрать 2-3 офицеров, имеющих опыт эксплуатации магистральных трубопроводов в горах. Выбор пал на подполковника Г.Хомуськова и майора Б.Каграманьяна. Их вызвали в управление. Но при передаче телефонограммы произошла ошибка - вместо Каграманьяна назвали: "Шиян", а дежурный, зная офицеров бригады, уточнил: "Шеин". Ошибка вскоре выяснилась, но менять ничего не стали, так как опыта и майору Шеину было не занимать. Тем более для выполнения задачи время было ограничено. Уже 4 января 1980 г. я получил командировочное удостоверение и задачу немедленно убыть в Термез, где необходимо было организовать развертывание полевого магистрального трубопровода с форсированием реки Амударья на участке Термез - Хайратон...» Читать далее

Во второй половине апреля 1980 года начались работы по разведке и подготовке к прокладке трубопровода по территории Афганистана. Строительство первой линии магистрали трубопровода ПМТП-150 для обеспечения подачи авиационного керосина от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (Бригады Материального Обеспечения, 10 км южнее г.Пули-Хумри) протяженностью 254 км началось 24 мая, а закочилось 2 июня.

Строительство, а затем эксплуатация трубопровода осуществлялись силами 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона (войсковая часть полевая почта 38021), переведенного из ГСВГ.

Вспоминает участник тех событий командир 276ТПБр (1985-1987) полковник Б.Р.Каграманьян:

«Война в Афганистане продолжалась, требовалось все больше и больше горючего. От расположенного в Хайратоне склада горючее доставлялось всем частям и подразделениям Ограниченного контингента советских войск в основном автомобильным транспортом, который едва справлялся с удовлетворением текущих потребностей, не говоря уже о создании каких-либо запасов. В связи с этим было принято решение о прокладке полевого магистрального трубопровода от Хайратона до Пули-Хумри...» Читать далее

Заполнение трубопровода началось на третий день монтажных работ (26 мая) и заняло 12 суток. 9 июня первое горючее поступило на склад БрМО.

При оборудовании гарнизонов насосных станций (ГНС), пунктов управления (ПУ) эксплуатационных рот и командного пункта (КП) батальона основное внимание уделялось защите личного состава от возможных нападений вооруженной оппозиции.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Сергей Агеев:

«Моя служба в Советской Армии началась весной 1980 года. 16-го апреля в составе молодого пополнения прибыл в Группу Советских Войск в Германии, в войсковую часть полевая почта 65515 – 14-й Отличный отдельный трубопроводный батальон 7-й бригады, в город Фюрстенвальде-на-Шпрее. Часть размещалась в военном городке там, где в годы Второй Мировой квартировала одна из частей гитлеровской танковой дивизии "Мёртвая голова"...» Читать далее

ПМТП в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. Более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь, а потери горючего по трубопроводу составляли всего 3-5%.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Александр Никишин:

«В ряды Вооруженных Сил меня призвали 10 мая 1980 года. Служба началась в Горьковской области, в учебном трубопроводном батальоне службы горючего, где за полгода мы, новобранцы, должны были стать классными специалистами.

Мне повезло, нашему призыву довелось испытывать новый полевой магистральный трубопровод большой производительности ПМТБ-200. Опыт прокладки трубопровода и устранения неисправностей позже пригодился во время дальнейшей службы в Афганистане...» Читать далее

Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри
Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри
Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри

С активизацией боевых действий и увеличением потребления горючего в декабре 1981 года в направлении Хайратон - Пули-Хумри была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100 для обеспечения подачи дизельного топлива.

В 1982 году возникла необходимость сооружения еще одной линии ПМТП-100 по маршруту Пули-Хумри - Баграм, которая была развернута в августе от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего в г.Баграм. Протяженность трубопровода составила 184 км.

В соответствии с Директивой Генерального Штаба (№314/8/0547 от 30.07.1982г.) 28 августа 1982 года на базе 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона была сформирована 276-я Трубопроводная Бригада с дислокацией управления в Килагайской долине близ г.Пули-Хумри.

Вспоминает участник тех событий офицер-трубопроводчик полковник В.В.Михайлов:

«В Афганистане мне довелось командовать трубопроводной ротой с апреля 1982 по май 1984 года.

Трубопроводная часть, в которой служил я, в июне 1980 года развернула трубопровод от склада горючего в городе Хайратон до склада горючего в городе Пули-Хумри протяженностью 254 км, а в сентябре 1982 года – от Пули-Хумри до города Баграм протяженностью 184 км...» Читать далее

В мае 1984 г. от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего в г.Баграм была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100, что позволило организовать практически бесперебойное одновременное снабжение войск 40-й армии авиационным керосином и дизельным топливом.

В течение августа-сентября 1984 года на участке от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) была произведена замена линии трубопровода ПМТП-100 на трубопровод ПМТП-150.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик поэт Сергей Багланский:

«Янтарно-жёлтые барханы, сомлев под солнечным огнём,

Словно могильные курганы, дремали мирно день за днём,

Покуда не настало время. Но в лето нить оборвалась,

Покорности низвергнув бремя, пустыня гневом налилась...» Читать далее

Вспоминает участник тех событий офицер-трубопроводчик полковник Д.И.Мельников:

«В 1982 году я закончил Ульяновское высшее военно-техническое училище и после года службы командиром взвода учебного трубопроводного батальона подал рапорт о направлении меня в Афганистан. В октябре 1983 года прибыл в Кабул и сразу столкнулся с суровой афганской действительностью...» Читать далее

С 1985 года, когда завершилось развитие линий полевых магистральных трубопроводов, обрела законченный вид схема транспортировки горючего войскам.

На Кабульском направлении нефтепродукты подавались от нефтеперерабатывающих заводов СССР железнодорожным транспортом на окружной склад горючего ТуркВО в районе Термеза.

Затем по трем линиям (автобензин, авиакеросин, дизтопливо) полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 через реку Амударья на отделение склада горючего в Хайратоне.

Отсюда нефтепродукты транспортировались по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 до Пули-Хумри, а далее - по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-100 до Баграма. К трубопроводам были подключены склады горючего (отделения складов).

Кроме того, своеобразными мини-складами горючего были промежуточные резервуарные группы (ПРГ), являвшиеся элементами технологических схем трубопроводов. При выходе из строя трубопровода из-за диверсии или аварии на участке ответственности одной из эксплуатационных рот бригады, они позволяли вести перекачку на других ротных участках без остановки (прием горючего из линии трубопровода в порожние резервуары ПРГ перед поврежденным участком - выдачу горючего из заполненных резервуаров ПРГ в линию трубопровода после поврежденного участка).

На складах горючего и некоторых ПРГ осуществлялась выдача нефтепродуктов в наливной транспорт автомобильных батальонов подвоза горючего (для доставки на дальние от трубопровода расстояния) и воинских частей, расположенных в районе прокладки трубопровода.

.............................................................................................................

.............................................................................................................

.............................................................................................................

.............................................................................................................

.............................................................................................................

Период 1987-1989гг. ознаменовался подготовкой к Выводу 40-й армии из Афганистана. В связи с этим кратно возросло внутриполитическое напряжение в стране. Трасса трубопровода в первую очередь ощутила на себе все усиление этого напряжения.

Два направления в работе трубопровода сразу потребовали серьезного внимания и были выделены как главные - это совершенствование диспетчерской службы и защита гарнизонов. Причем нужно было не просто улучшить эти направления, а кардинально поднять на уровень, отвечающий изменившейся обстановке.

Вспоминает участник тех событий "последний трубопроводный комбриг" полковник С.Н.Коваленко (начало-1):

«Сложно писать самому воспоминания об Афганистане. Интересными для чтения не напишешь - надо иметь склонность к этому. Интересными для анализа и оценки коллегами и специалистами - трудно разложить по «полочкам» весь материал, выделить наиболее важное, существенное. Ведь каждого читателя интересует что-то свое, связующее его лично с этой темой. К тому же, обобщенный материал за Афганистан изложен достаточно хорошо в историческом очерке «Трубопроводным войскам 50 лет». Учитывая это, перед собой ставлю задачу в настоящих воспоминаниях дать новый информационный материал.

Наверное, для большинства военнослужащих направление в Афганистан было, если и предполагаемым, то всегда неожиданным. Ко мне время направления подходило как-то «плавно». К 1987 г. я имел, пусть небольшой, но достаточно насыщенный 3-х летний опыт командования бригадой кадра в Забайкальском ВО. Коллектив бригады был очень сплоченный, трудолюбивый, тактико-специальная подготовка велась на должном уровне и, естественно, весь материал по Афганистану изучался с большим интересом. Хотя надо отметить, что афганская тема тогда была почти закрытая, а специального материала в трубопроводные части практически не поступало. С большим интересом воспринял прибытие в бригаду на должность командира кадра батальона майора-афганца В. Моисеенкова. Наверное, больше месяца вечерами мы беседовали по афганской тематике. Самым трудным, оказалось уяснить: как так – война и противник есть, а линии фронта нет.

А затем из Москвы приехал полковник Травинов (курировал кадры службы горючего), и после изучения уровня подготовленности заместителей командира бригады и командиров батальонов, предложил направление в 276 тпбр. Согласие дал сразу и, не смотря на то, что к этому времени командующим восками Забайкальского ВО генерал-полковником Постниковым С.И. на меня было подписано представление к назначению на должность заместителя начальника службы горючего Забайкальского ВО, через 1,5-2 недели я был уже на собеседовании в Москве у заместителя Министра обороны – начальника Тыла ВС СССР Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина. Это была четвертая за мою службу, но самая памятная встреча с заместителем Министра.

Заместитель начальника управления кадров Тыла ВС СССР генерала Бердникова Р.А. завел нас 5 человек в кабинет Маршала. За столом я оказался напротив Маршала. Когда дошла моя очередь, я встал, меня представили: «Командир 276 трубопроводной бригады подполковник Коваленко». И тут Маршал Куркоткин С.К. как-то оживился и ко мне: «Это у тебя … (далее военная лексика) 2-й гарнизон расстреляли? Еще раз допустишь такое – с должности сниму! Понял?» Я набрал в грудь воздух и хотел возразить, что, мол, я туда только еду, но на плече сзади надавила рука кадровика. Я ответил по уставному «Так точно». Представление на нас было подписано и мы вышли, уже в новых должностях, в приемную. Товарищи по собеседованию начали шутить по этому поводу, а кадровик сказал, (в принципе как потом оказалось пророческие слова): «Смейтесь, смейтесь. Вы там еще будете получать (в смысле разносов), а он свое уже получил».

18 мая 1987г. я прибыл в Ташкент, состоялись встречи, правильнее, инструктажи у начальника службы горючего ТуркВО генерал-майора В.А. Виноградова и начальника тыла округа генерал-майора А.К. Абрамова. 22 мая – Кабул, беседа у начальника тыла 40 ОА генерала А.К. Жукова. «Заинструктированный » в Москве и Ташкенте я задал только один вопрос: «Кому непосредственно я подчиняюсь?» Жуков: «Не понял», я уточнил: «Кто будет писать на меня представление о снятии с должности?» Жуков: «Я». Точки были расставлены. Акцентирую на этом внимание потому, что это существенная и единственная в своем роде особенность – подчинение трубопроводной бригады не, как обычно, начальнику службы горючего округа, группы войск или Центру, а «всего лишь армии», но какой!

Фото 3. Участок трасы ПМТП 3 отпб за перевалом Саланг.
Фото 4. Трасса 1 роты 2 отпб. 16 ГНС.

На следующий день 23 мая я был на КП бригады. Борис Рубенович Каграманьян встретил радушно и сделал все возможное, как для качественного процесса приема должности, так, и это главнее, для охвата и быстрого входа в обстановку и дела. Выехали сразу на трассу, прошлись по всем гарнизонам.

На трассе, командных пунктах сразу было видно, какой огромный объем работы был уже сделан в предшествующие годы и, что нам предстояло делать дальше по совершенствованию трубопровода, как системы в целом.

Чтобы заинтересованному читателю было легче представить, какие же возможности были у бригады выполнять весь объем стоящих задач, приведу боевой численный состав бригады (БЧС бригады нет в историческом очерке «Трубопроводным войскам 50 лет»).

Личный состав: офицеры- 111, прапорщики – 77, сержанты – 203, солдаты – 645. Всего 1034 военнослужащих. Вооружение: зенитные установки – 5, пулеметы – 97, автоматы – 1124, пистолеты - 18. Техника: ПНУ-100/200 – 185, ПСГ-160 – 39, ЗИФ-55 – 17, КАМАЗ, КРАЗ – 58, УРАЛ, ЗИЛ – 70, ГАЗ-66 – 36, БТР, БРДМ – 31. Всего АТТ и БТТ – 455 ед. Трубы (и трубопроводное оборудование): 194000 шт. (7,2 к-та) или 1 164 км, из них в линиях трассы 921 км. (приложение № 1).

Фото 5. Патрульно-аварийная команда на БТР-60пб.
Фото 6. Личный состав ПАК 2 отпб устранил очередную диверсию.

Поддержку действиям бригады (защиту, охрану и оборону) обеспечивали боевые подразделения четырех полков Кундузской и Баграмской дивизий (приказ Командующего 40 ОА № 026 от 01.02.1985г. – распределение зон ответственности и ежедневного выделения бронетехники, с последующими изменениями):

122 мсп 201 МСД - 152 км (190 км) – 28 БТР,

395 мсп 201 МСД - 140 км (125 км) – 24 БТР,

177 мсп 108 МСД - 122 км (126 км) – 30 БТР,

682 мсп 108 МСД - 26 км ( 16 км) – 4 БТР,

ИТОГО: 86 БТР.

Нет смысла перечислять, что было уже сделано, но хотел бы особо отметить (как приемник трудов предшественников) – это достаточно хорошая, для тех условий, обустроенность и налаженный быт личного состава во всех его аспектах на всей 450-ти километровой магистрали ПМТП.

ПРИМЕР: 22 августа 1988г. проезжал с проверками по трассе член Военного совета ТуркВО генерал-лейтенант Овчинников. Естественно, с Хайратона его сопровождала достаточно серьезная группа во главе с командиром 201-й «Кундузской» дивизии полковником Рузляевым. Мы с начальником политотдела бригады выехали на КП 92брмо (там было назначено место для докладов о состоянии дел всем командирам Пули-Хумрийского гарнизона). Подъехали, по очереди представились. И пока шел этот процесс, п-к Рузляев подошел ко мне и тихо говорит: «Там на трассе двое твоих торговали горючкой в канистрах. Один сбежал, а второй в последнем БТРе». У нас с начальником политотдела состояние – хоть сквозь землю провались. Так же тихо спрашиваю, мол, видел ли член Военного совета округа. И тут громко генерал к нам: «Видел, видел, воры …(и так далее)». Подчиненные кинулись вытаскивать этого бедолагу с БТРа, и как только он показался из люка, и я увидел лохматого, грязного солдата, мое лицо непроизвольно расплылось в улыбке. Какие бы иногда не были сверхтяжелые у нас периоды, но до такого состояния в нашей бригаде не опускался (не позволяли) ни один человек. Генерал увидел улыбку, конечно еще больше негодовал: «Здесь плакать надо, а командир смеется». Товарищ Рузляев начал расспрашивать солдата: «Ты, с какого ГНС?», молчание, «Ну с какого ты батальона»? Ответ: «С обмо». Пауза. Вопрос: «А с какой дивизии?» (надежда – вдруг проезжие с Баграмской дивизии) Ответ: «С Кундузкой». Опять пауза. Товарищ Рузляев дальше: «А второй сбежал кто, трубопроводчик?» Ответ: «Нет, это мой старшина роты». После этих слов генерал-лейтенант Овчинников выше им указанные претензии переадресовал полковнику Рузляеву.

В 1987г. на трассе ПМТП было 44 гарнизона насосных станций (ГНС), сравните – в бригаде функционировало 44 бани, большинство из них с парилками.

Фото 7. Работа на ПУ 3 роты 2 отпб начальника тыла 40 ОА полковника Васенина В.А.

ПРИМЕР: как решались вопросы питания. Работал на трассе начальник тыла армии полковник Васенин В.А., заехав на КП бригады, заслушал по обстановке, довел требования Командующего. Время было обеденное, мы пошли в столовую. Уже сидели за столом, и тут Васенин В.А. встает, и говорит: «Я у тебя на КП обедать не буду, потому что здесь на столе есть чеснок и помидоры, а на ГНС (назвал номер ГНС из 2-го батальона) только один чеснок». Вот такой был подход к вопросу питания личного состава.

Медицина. Главная проблема – инфекционные болезни и, в первую очередь, гепатит. Особенно он подкашивал в осенний период, когда жара спадала, и наступало благодушие, а правильнее завершался его инкубационный период. Именно в это время в Пули-Хумрийском гарнизоне проходило заслушивание начальником штаба Тыла ВС СССР генерал-полковником И.М. Голушко состояния дел по вопросам тыла в 40 ОА. Статистику заболеваемости докладывал начальник медицинской службы армии полковник И.Э. Казмирович (только за 7 месяцев 1987г. в армии переболело инфекционным гепатитом 3428 человек, а всеми инфекционными болезнями в 1987г, в армии переболело на 6374 чел. меньше, чем в 1986г). Конечно, начальник штаба Тыла переспросил – верно ли то, что в некоторых частях армии процент больных был и 40, и 50, и более, а в бригаде от 11 до 16%. (Заболеваемость личного состава бригады инфекционно-паразитарными болезнями: 1983г. – 342 человека, 1984г. – 195 человек, 1985г. – 137 человек, 1986г. – 125 человек, 1987г. – 176 человек, 1988г. – 123 человека). Как это достигалось: ни глотка сырой воды за 2 года. Кто бы ни работал на трассе – всегда проверки у личного состава фляг с чаем. В столовую не зайдешь пока руки не помоешь в растворе хлорной извести, строжайший контроль за технологией приготовления пищи, борьба со случаями приобретения фруктов у местного населения и так далее. Надо отметить, что для адаптированных афганцев, переболеть гепатитом, что для нас переболеть простудой.

Это то - что было уже решено, поддерживалось на требуемом уровне и совершенствовалось. А теперь то, что мы должны были решить.

Особо хочу подчеркнуть: не имею ни права, ни оснований говорить, что мы что-то делали лучше своих предшественников или, что до нас что-то было не сделано. Ни в коем случае. Создать и наладить во всех аспектах работу трассы трубопровода и ее гарнизонов - это огромный труд на пределе, а иногда и за пределами сил и способностей всех наших предшественников от солдата до командира бригады в отведенное им время и конкретных условиях обстановки. Это не надо объяснять тем, кто был в Афганистане, или хорошо представляет, что такое система полевого трубопровода. Не подготовленному читателю было бы полезно ознакомиться с историческим очерком «Трубопроводным войскам 50 лет». Далее хочу описать, что мы сделали, тоже в отведенном нам временном отрезке и в новых условиях обстановки. Постараюсь только изложить факты, без оценок и подробных комментариев, потому что время часто меняет оценки, история нашего государства тому пример.

Два направления, которые сразу потребовали серьезного внимания и были выделены как главные. Это совершенствование диспетчерской службы и защита гарнизонов. Вопрос был поставлен – не просто улучшить эти вопросы, а кардинально поднять на уровень, отвечающий изменившейся обстановке.

Диспетчерская служба не должна быть только органом статистики. Именно через нее планировалось решить все те задачи, которые ставились Москвой и Ташкентом, и из них главные – увеличить объемы выдачи горючего войскам армии и при этом снизить потери...» Читать далее

СССР 1922-1991