История СССР
страницы воинской доблести
«Афганский опыт»
ИСТОРИЯ в/ч п.п. 38021
( 14-й Отдельный Трубопроводный Батальон -
- 276-я Трубопроводная Бригада )

Самым серьезным экзаменом для трубопроводных войск стала служба в Афганистане. Советские соединения, части и подразделения были рассредоточены тогда практически на всей территории страны, площадь которой почти в два раза больше площади Франции.

Ограниченному контингенту войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс.тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось почти 70%.

Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода повышенной производительности (ПМТП) для подачи горючего войскам (смотреть видео «38021 - история создания» продолжительностью 04:05).

В конце января 1980 года были развернуты три линии ПМТП-150 (по 15 км каждая) через реку Амурдарья от перевалочной базы горючего ТуркВО (10 км восточнее г.Термез, СССР, впоследствии - окружной склад горючего) до отделения склада горючего (1 км южнее г.Хайратон, ДРА), вошедшего в состав перевалочной базы.

Для прокладки этих трех линий и дальнейшей эксплуатации "перевалки" был сформирован отдельный трубопроводный взвод (в 1984 году это подразделение было преобразовано в 95 отдельный трубопроводный взвод, а в 1987 году вошло в состав 276 трубопроводной бригады).

Вспоминает участник тех событий бывший первый заместитель начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны генерал-майор К.Г.Шеин:

«2 января 1980 г. начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны генерал-полковник В.В.Никитин приказал начальнику оперативной группы подобрать 2-3 офицеров, имеющих опыт эксплуатации магистральных трубопроводов в горах. Выбор пал на подполковника Г.Хомуськова и майора Б.Каграманьяна. Их вызвали в управление. Но при передаче телефонограммы произошла ошибка - вместо Каграманьяна назвали: "Шиян", а дежурный, зная офицеров бригады, уточнил: "Шеин". Ошибка вскоре выяснилась, но менять ничего не стали, так как опыта и майору Шеину было не занимать. Тем более для выполнения задачи время было ограничено. Уже 4 января 1980 г. я получил командировочное удостоверение и задачу немедленно убыть в Термез, где необходимо было организовать развертывание полевого магистрального трубопровода с форсированием реки Амударья на участке Термез - Хайратон...» Читать далее

Во второй половине апреля 1980 года начались работы по разведке и подготовке к прокладке трубопровода по территории Афганистана. Строительство первой линии магистрали трубопровода ПМТП-150 для обеспечения подачи авиационного керосина от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (Бригады Материального Обеспечения, 10 км южнее г.Пули-Хумри) протяженностью 254 км началось 24 мая, а закочилось 2 июня.

Строительство, а затем эксплуатация трубопровода осуществлялись силами 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона (войсковая часть полевая почта 38021), переведенного из ГСВГ.

Вспоминает участник тех событий командир 276ТПБр (1985-1987) полковник Б.Р.Каграманьян:

«Война в Афганистане продолжалась, требовалось все больше и больше горючего. От расположенного в Хайратоне склада горючее доставлялось всем частям и подразделениям Ограниченного контингента советских войск в основном автомобильным транспортом, который едва справлялся с удовлетворением текущих потребностей, не говоря уже о создании каких-либо запасов. В связи с этим было принято решение о прокладке полевого магистрального трубопровода от Хайратона до Пули-Хумри...» Читать далее

Заполнение трубопровода началось на третий день монтажных работ (26 мая) и заняло 12 суток. 9 июня первое горючее поступило на склад БрМО.

При оборудовании гарнизонов насосных станций (ГНС), пунктов управления (ПУ) эксплуатационных рот и командного пункта (КП) батальона основное внимание уделялось защите личного состава от возможных нападений вооруженной оппозиции.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Сергей Агеев:

«Моя служба в Советской Армии началась весной 1980 года. 16-го апреля в составе молодого пополнения прибыл в Группу Советских Войск в Германии, в войсковую часть полевая почта 65515 – 14-й Отличный отдельный трубопроводный батальон 7-й бригады, в город Фюрстенвальде-на-Шпрее. Часть размещалась в военном городке там, где в годы Второй Мировой квартировала одна из частей гитлеровской танковой дивизии "Мёртвая голова"...» Читать далее

ПМТП в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. Более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь, а потери горючего по трубопроводу составляли всего 3-5%.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Александр Никишин:

«В ряды Вооруженных Сил меня призвали 10 мая 1980 года. Служба началась в Горьковской области, в учебном трубопроводном батальоне службы горючего, где за полгода мы, новобранцы, должны были стать классными специалистами.

Мне повезло, нашему призыву довелось испытывать новый полевой магистральный трубопровод большой производительности ПМТБ-200. Опыт прокладки трубопровода и устранения неисправностей позже пригодился во время дальнейшей службы в Афганистане...» Читать далее

Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри
Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри
Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри

С активизацией боевых действий и увеличением потребления горючего в декабре 1981 года в направлении Хайратон - Пули-Хумри была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100 для обеспечения подачи дизельного топлива.

В 1982 году возникла необходимость сооружения еще одной линии ПМТП-100 по маршруту Пули-Хумри - Баграм, которая была развернута в августе от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего в г.Баграм. Протяженность трубопровода составила 184 км.

В соответствии с Директивой Генерального Штаба (№314/8/0547 от 30.07.1982г.) 28 августа 1982 года на базе 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона была сформирована 276-я Трубопроводная Бригада с дислокацией управления в Килагайской долине близ г.Пули-Хумри.

Вспоминает участник тех событий офицер-трубопроводчик полковник В.В.Михайлов:

«В Афганистане мне довелось командовать трубопроводной ротой с апреля 1982 по май 1984 года.

Трубопроводная часть, в которой служил я, в июне 1980 года развернула трубопровод от склада горючего в городе Хайратон до склада горючего в городе Пули-Хумри протяженностью 254 км, а в сентябре 1982 года – от Пули-Хумри до города Баграм протяженностью 184 км...» Читать далее

В мае 1984 г. от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего в г.Баграм была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100, что позволило организовать практически бесперебойное одновременное снабжение войск 40-й армии авиационным керосином и дизельным топливом.

В течение августа-сентября 1984 года на участке от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) была произведена замена линии трубопровода ПМТП-100 на трубопровод ПМТП-150.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик поэт Сергей Багланский:

«Янтарно-жёлтые барханы, сомлев под солнечным огнём,

Словно могильные курганы, дремали мирно день за днём,

Покуда не настало время. Но в лето нить оборвалась,

Покорности низвергнув бремя, пустыня гневом налилась...» Читать далее

Вспоминает участник тех событий офицер-трубопроводчик полковник Д.И.Мельников: (ссылка на источник)

«В 1982 году я закончил Ульяновское высшее военно-техническое училище и после года службы командиром взвода учебного трубопроводного батальона подал рапорт о направлении меня в Афганистан. В октябре 1983 года прибыл в Кабул и сразу столкнулся с суровой афганской действительностью.

Условия были поистине спартанскими: мы жили в палатках, где стояли солдатские койки без матрацев и одеял. Из-за большого перепада температур воздуха (днем - выше +40 °С, ночью - ниже 0 °С) спать в палатке можно было с 9 утра до полудня, остальное время приходилось бодрствовать. Через неделю нам оформили необходимые документы и направили в Пули-Хумри, где находился командный пункт трубопроводной бригады. Меня назначили командиром взвода трубопроводного батальона, дислоцированного на перевале Саланг.»

НА ПЕРЕВАЛЕ САЛАНГ: «После прибытия в батальон я принял участие в работах по укладке защитного футляра на трубопровод ПМТП-100, проложенный в тоннеле через перевал Саланг. Тоннель протяженностью более 3 км проходит сквозь горную гряду на высоте около 3400 м.

После завершения работ в тоннеле я принял вверенный мне взвод. На закрепленном за моим подразделением участке трубопровода протяженностью в однониточном исчислении около 15 км располагались три насосные станции ( «ГНС 33, 34, 35 по нумерации до 1985 года» - прим.админа ). На каждой из них действовало по одной передвижной насосной установке ПНУ-100/200М. Перепад высот между начальным и конечным пунктом трубопровода достигал почти километра (это равноценно 8,0 МПа при перекачке автобензина), а среднее расстояние между насосными станциями составляло около 5 км.

Наш участок трубопровода относился к одному из самых беспокойных, так как проходил у подножья перевала в зоне густой растительности, под прикрытием которой боевики осуществляли свои вылазки. Они регулярно обстреливали автомобильные колонны и совершали диверсии на трубопроводе.»

ТРУБОПРОВОДНЫЕ ГАРНИЗОНЫ: «Два гарнизона насосных станций располагались в центре афганских кишлаков. Это требовало неусыпной бдительности, и мы всегда были готовы к отражению нападений. О менталитете местных жителей красноречиво говорит следующий факт. Зажиточный афганец, у которого военные трубопроводчики арендовали для насосной станции один из домов, не скрывал, что трое из семи его сыновей служат в афганской армии, а четверо состоят в отрядах мятежников. Однако это не мешало им довольно часто встречаться в доме отца.

В составе первого гарнизона насчитывалось семь человек, включая командира взвода и двух солдат, прикомандированных из танкового батальона. Для охраны и проведения патрульно-аварийных мероприятий использовался БТР-60.

В 2 км от гарнизона размещалась минометная батарея. Она контролировала выход из Панджшерского ущелья, а также держала в зоне видимости (около 800 м) автодорогу и трубопровод. Это был единственный участок трубопровода, постоянно охранявшийся мотострелковым подразделением. В дневное время от танкового батальона выставлялись два выносных поста (танки с экипажами), которые в силу сложного рельефа местности могли контролировать участки трубопровода протяженностью по 500-800 м каждый.

В километре от минометной батареи находилась вторая насосная станция, а через 3,2 км - третья.

По трубопроводу круглосуточно велась подача в основном авиационного керосина, а также дизельного топлива. Остановка перекачки при нормальной работе трубопровода случалась довольно редко, не более 7-8 суток в месяц, когда склады на конечном пункте в Баграме были заполнены горючим. Непродолжительные остановки от 20 минут до двух часов происходили почти ежедневно во время устранения аварии на каком-либо участке. После таких кратковременных перерывов довольно тяжело было вывести трубопровод на заданный режим перекачки, особенно в летнее время. Под солнцем трубопровод настолько нагревался, что давление в нем превышало 6,0 МПа из-за расширения перекачиваемого горючего. В таких ситуациях трубы нередко разрывались по сварным швам, а однажды из-за высокого давления даже раскололся насос. Поэтому в период остановки перекачки мотористы откручивали трубки дополнительного охлаждения редуктора для стравливания избыточного давления, так как задвижки, установленные в обвязках, не могли обеспечить герметичное перекрытие трубопровода. Саму линию трубопровода, где было возможно, мы укладывали в протекающие рядом арыки, понижая тем самым температуру перекачиваемого горючего.

Для проверки трассы трубопровода и контроля работы личного состава в гарнизонах я выезжал на БТР в сопровождении солдата. В десантное отделение бронетранспортера мы складывали монтажный инструмент, задвижки и вставки различной длины, а к бортам привязывали как минимум четыре трубы. Обычно небольшие аварии устраняли втроем вместе с водителем. В серьезных случаях участвовали еще по два солдата из каждого гарнизона, а иногда выделяли второй БТР. На обе машины порой грузили до 20 труб.

Для устранения аварий, в соответствии с приказом командующего 40-й армией, мы должны были выезжать только под прикрытием бронегруппы от мотострелковых или танковых частей, в чью зону ответственности входил данный участок трубопровода. В реальности так получалось не всегда. Во-первых, ночью бронегруппу для проверки трассы вообще не выделяли. Во-вторых, после обнаружения нами аварии на трубопроводе и доклада об этом командиру танкового батальона бронегруппа приезжала не раньше чем через 30-40 минут, уже к концу устранения аварии. Нас такой вариант не устраивал.»

С МОТЫГОЙ ЗА КЕРОСИНОМ: «Однажды, выехав на очередную аварию, мы остановили свой БТР у пробоины, чтобы далеко не носить трубы и монтажный инструмент. Как правило, при замене одной трубы перекачку горючего по трубопроводу не прекращали, а лишь снижали обороты двигателя у предыдущей насосной станции. Случилось так, что мятежники организовали недалеко от поврежденного трубопровода засаду на спускавшуюся с перевала колонну службы горючего афганской армии, а наш БТР им мешал. Когда колонна правительственных афганских войск подошла к месту аварии, боевики выстрелили по трубопроводу из гранатомета, и БТР, как спичечный коробок, почти мгновенно воспламенился от вытекающего из труб горючего. Учитывая тот факт, что давление в трубопроводе превышало 4,0 МПа, достаточно было прострелить трубу и поджечь горючее, струя которого сразу перекрывала весь участок автомобильной дороги. Движение становилось невозможным, и душманы безнаказанно расстреливали автомобильные колонны. В том бою моджахеды сожгли еще две автоцистерны, принадлежащие афганской армии.

Трубы повреждались не только с целью вывода из строя всей линии трубопровода, но и для воровства горючего местным населением (смотреть видео «Диверсии на трубе» продолжительностью 03:57).

Способы воровства горючего из трубопровода были разнообразны. Трубы пробивались мотыгами, кирками или топорами, а с помощью ручных дрелей проделывались небольшие отверстия. Надо отметить, что со временем у них появился богатый опыт в этом деле, и отверстия в трубе стали более аккуратными. Ведь из отверстия диаметром до 5 мм намного легче набрать вытекающее под давлением горючее в канистру, чем из пробоины, сделанной с помощью мотыги. На отверстие накладывался резиновый шланг со жгутом, который затягивался на трубе. После заполнения своей тары афганцы забивали в пробоину деревянный чопик, тем самым не допуская лишних проливов горючего. Такие неисправности в период патрулирования трассы трубопровода на БТР были незаметны, и мы определяли их либо по запаху либо при пешем обходе, зная наиболее укромные места. Афганцы вели за нами постоянное наблюдение, поэтому вовремя могли скрыться от нас в зеленой зоне, бросив свои канистры со шлангами, которые мы конфисковывали, но эти меры не останавливали их и они приходили вновь.

В километре от гарнизона второй насосной станции находилась чайхана с небольшой автомобильной стоянкой. Лежавший рядом трубопровод вызывал у злоумышленников великий соблазн поживиться горючим. Под покровом ночи они пробивали трубы и делали с помощью шлангов разветвленную сеть заправки своих автомобилей. Горючее заливали в баки машин и автоцистерны. Мы караулили их, однако поймать кого-нибудь с поличным так и не удалось.

Были случаи, чего греха таить, иногда мы простреливали колеса стоявших под заправкой автомобилей. Но рано утром машины даже на спущенных колесах разъезжались. Все беседы с хозяином чайханы о недопустимости воровства топлива из военного трубопровода положительных результатов не давали, и через 3-5 дней все повторялось опять.»

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОРДЕН: «Весной 1984 года командование приняло решение о прокладке второй линии ПМТП-100 через перевал Саланг для подачи по нему дизельного топлива на армейский склад горючего в Баграме. Впоследствии по новой линии нам приходилось перекачивать не только дизельное топливо, но и авиакеросин, причем по двум линиям одновременно. Это было связано с большим расходом керосина армейской авиацией.

За месяц до начала строительства нам дали команду подготовить места в районах дислокации гарнизонов для вторых насосных установок. Задача была не из легких, особенно в горной местности. Приходилось выкорчевывать огромные валуны из скальных пород с помощью лебедок, ломать и переносить на другое место жилые постройки. Сроки были отведены довольно жесткие, даже после монтажа насосных установок нам еще долго приходилось строить жилье и оборудовать укрытия для ПНУ.

Основные монтажные работы на линейной части выполняла специально созданная команда ручного монтажа из 15 человек. В период развертывания трубопровода его постоянно охраняли два БТР с экипажами и десантом из 2-3 человек. Вторая 184-километровая линия трубопровода ПМТП-100 от Пули-Хумри до Баграма (через перевал Саланг) была проложена и запущена в эксплуатацию всего за месяц.

В сентябре 1984 года началась подготовка к замене одной линии ПМТП-100 протяженностью 150 км от Хайратона до Пули-Хумри на трубопровод ПМТП-150. Были сформированы команды ручного монтажа (всего 75 человек), в распоряжении которых находилось 15 трубовозов.

Первые четыре дня мы занимались демонтажем ПМТП-100, а затем развертыванием двух линий ПМТП-150 общей протяженностью около 10 км от р. Амударьи до склада горючего в Хайратоне. Замена трубопровода была вызвана подтеканием перекачиваемого горючего в местах соединений труб. Этот участок трубопровода проходил по пустыне и постоянно находился под воздействием высокой температуры, в результате чего резиновые уплотнительные кольца быстро теряли свои эксплуатационные качества.

Средний темп монтажа 150 км трассы трубопровода составлял около 8 км/сут. В зависимости от рельефа местности и наличия препятствий монтировалось от 3 до 11 км трубопровода ежедневно.

Смонтированные участки заполнялись дизельным топливом. Несмотря на то, что гидравлические испытания не проводились, на всей 150-километровой трассе не было зафиксировано ни одной утечки, связанной с некачественной сборкой трубопровода. 5 ноября 1984 года горючее стало поступать на армейский склад в Пули-Хумри. За успешное выполнение данной задачи меня наградили орденом Красной Звезды.

В воспоминаниях об Афганистане я затронул лишь несколько эпизодов своей службы, но из них складывалась повседневная жизнь воинов -трубопроводчиков, начиная от солдата и заканчивая командиром трубопроводной бригады. Служба в Афганистане была трудной и опасной, именно в эти годы я получил бесценный боевой опыт. Позднее мне довелось командовать трубопроводной ротой при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Но это, как говорят, уже совсем другая история (читать воспоминания полковника Д.И.Мельникова об участии трубопроводчиков в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС)

С 1985 года, когда завершилось развитие линий полевых магистральных трубопроводов, обрела законченный вид схема транспортировки горючего войскам.

На Кабульском направлении нефтепродукты подавались от нефтеперерабатывающих заводов СССР железнодорожным транспортом на окружной склад горючего ТуркВО в районе Термеза.

Затем по трем линиям (автобензин, авиакеросин, дизтопливо) полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 через реку Амударья на отделение склада горючего в Хайратоне.

Отсюда нефтепродукты транспортировались по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 до Пули-Хумри, а далее - по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-100 до Баграма. К трубопроводам были подключены склады горючего (отделения складов).

Кроме того, своеобразными мини-складами горючего были промежуточные резервуарные группы (ПРГ), являвшиеся элементами технологических схем трубопроводов. При выходе из строя трубопровода из-за диверсии или аварии на участке ответственности одной из эксплуатационных рот бригады, они позволяли вести перекачку на других ротных участках без остановки (прием горючего из линии трубопровода в порожние резервуары ПРГ перед поврежденным участком - выдачу горючего из заполненных резервуаров ПРГ в линию трубопровода после поврежденного участка).

На складах горючего и некоторых ПРГ осуществлялась выдача нефтепродуктов в наливной транспорт автомобильных батальонов подвоза горючего (для доставки на дальние от трубопровода расстояния) и воинских частей, расположенных в районе прокладки трубопровода.

.............................................................................................................

.............................................................................................................

.............................................................................................................

.............................................................................................................

.............................................................................................................

Период 1987-1989гг. ознаменовался подготовкой к Выводу 40-й армии из Афганистана. В связи с этим кратно возросло внутриполитическое напряжение в стране. Трасса трубопровода в первую очередь ощутила на себе все усиление этого напряжения.

Два направления в работе трубопровода сразу потребовали серьезного внимания и были выделены как главные - это совершенствование диспетчерской службы и защита гарнизонов. Причем нужно было не просто улучшить эти направления, а кардинально поднять на уровень, отвечающий изменившейся обстановке.

Вспоминает участник тех событий "последний трубопроводный комбриг" полковник С.Н.Коваленко:

«Сложно писать самому воспоминания об Афганистане. Интересными для чтения не напишешь - надо иметь склонность к этому. Интересными для анализа и оценки коллегами и специалистами - трудно разложить по «полочкам» весь материал, выделить наиболее важное, существенное. Ведь каждого читателя интересует что-то свое, связующее его лично с этой темой. К тому же, обобщенный материал за Афганистан изложен достаточно хорошо в историческом очерке «Трубопроводным войскам 50 лет». Учитывая это, перед собой ставлю задачу в настоящих воспоминаниях дать новый информационный материал"...» Читать далее

СССР 1922-1991