Всесоюзная Книга памяти




История СССР
страницы воинской доблести
от Испании до Афгана
ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ ЛАОСУ
трубопроводчики в Лаосе
январь 1960 - декабрь 1970 / январь 1974 - декабрь 1991

Советский Союз поставлял в дружественные ему страны различную военную технику, в том числе комплекты полевых магистральных трубопроводов, а при необходимости направлял и своих специалистов.

Автор этого материала - бывший начальник отдела полевых магистральных трубопроводов 25-го ГосНИИ Министерства Обороны России, полковник в отставке Игорь Григорьевич Данильченко, в 1986 году был командирован в Лаос (журнал «Трубопроводный транспорт нефти»: статья «ТРУБА В ДЖУНГЛЯХ»).

Полковник трубопроводных войск Игорь Григорьевич Данильченко

Родился 7 сентября 1940 г.

В Вооруженных Силах прослужил 34 года.

- Курсант Винницкого, с 1960 г. - Ульяновского ВТУ.

- Старший инженер по развертыванию трубопровода 83 отпб., затем 95 тпбр.

- Дальнейшая служба - в 25 ГосНИИ МО, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ...

Первые советские системы полевого трубопроводного транспорта появились в Юго-Восточной Азии еще во время войны во Вьетнаме, длившейся с 1965 по 1973 год. Советский Союз передал Северному Вьетнаму два комплекта трубопровода ПМТ-100 длиной по 100 км, впоследствии еще четыре. В составе Вьетнамской народной армии были сформированы трубопроводные полки и батальоны. Подготовка специалистов службы горючего и трубопроводчиков осуществлялась как в военном училище во Вьетнаме, так и в СССР.

Через Вьетнам при помощи полевых систем трубопроводного транспорта осуществлялось снабжение горючим Лаосской Народно-демократической Республики. В 1976 году завершилась прокладка трубопровода ПМТ-100 от вьетнамского порта Винь до границы с Лаосом и далее до пунктов Кхамкэт и Пхугу в Лаосе. Отсюда горючее доставлялось в южные и западные районы страны в основном автотранспортом и по реке Меконг.

В начале 80-х годов Советский Союз поставил Лаосу четыре комплекта трубопровода ПМТ-100 (по 100 км) и один — ПМТ-150 (150 км). Оборудование хранилось в различных пунктах: на вьетнамской территории — в городах Дананге и Вине, на лаосской — в районе Пхонсавана. Таким образом, трубы и оборудование были рассредоточены без учета перспективы развития трубопроводной системы.

ПРО КОВАРНЫЙ ЗАРУБЕЖ.

Готовясь к командировке, мы кроме обычной для того времени «инструкции перед поездкой» получили и вполне конкретные задания. Предстояло изучить техническое состояние развернутой там трубопроводной системы, наличие и качество запасов трубопроводного оборудования и техники, разработать рекомендации по проектированию и наращиванию трубопровода.

В столицу Лаоса Вьентьян мы прибыли 9 декабря 1986 года после 17-часового перелета с посадками для дозаправки в городах Ташкенте, Карачи, Бомбее и Рангуне. Особенно памятной была ночная посадка в городе Карачи, где самолет сразу же плотным кольцом окружили пакистанские солдаты с автоматами наизготовку. Как известно, в те годы наши войска действовали в Афганистане, а Пакистан всеми средствами поддерживал вооруженную оппозицию. Мало ли что можно ожидать от пассажиров советского лайнера? Автоматчики так и стояли на взлетно-посадочной полосе, направив на нас множество прожекторов, пока самолет, приняв на борт достаточное количество топлива, не смог продолжить путь.

Наше пребывание во Вьетнаме сразу началось с курьеза. Так, придя в столовую, мы обнаружили на своем столе не только еду, но и две бутылки водки. "Ага, проверяют", - на память пришли инструкции соответствующих органов. Оказалось, в водочных бутылках, за неимением другой тары, была обычная питьевая вода. Как тут не вспомнить строки из Высоцкого: «Будут с водкою дебаты, отвечай — нет, ребята-демократы, только чай».

Полковник Игорь Данильченко (в центре) и вьетнамские коллеги-лейтенанты Севинксай и Пувенг. Декабрь, 1986 год (фотография из статьи).

ОСОБЕННОСТИ ЛАОССКОЙ КАРТОГРАФИИ.

В Управлении снабжения горючим Народной армии Лаоса (НАЛ) нас познакомили со специалистами службы. Это были начальник службы майор Нутхонг, офицер службы лейтенант Бунлыа Севинксай и начальник трубопроводного отдела лейтенант Пувенг (последние прошли учебу в советском военном училище). Они сразу же перешли к делу: лаосской стороне требовалось помочь в изучении состояния существующего трубопровода на направлении Винь — Кхамкэт, проверить, как сохранилось трубопроводное оборудование в городах Вине и Дананге.

Начиная практическую работу, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Специалисты Службы горючего то ли в силу недостаточной компетенции, то ли опасаясь выдать какие-либо секреты, не смогли нам предоставить все необходимые данные. Между собой мы отметили, что они имеют слабые навыки работы с топографической картой. Да и сама карта, доставленная с некоторой задержкой, была крупномасштабной — по ней невозможно было точно снять профиль трассы для последующего гидравлического расчета.

Наконец, мы получили и требуемую карту, но радость оказалась преждевременной. Напомню — эти события происходили в конце 1986 года, а дата съемки карты — 1965 год. Устно лаосцы сообщили о существовании каких-то дорог в районах предполагаемой трассы будущего трубопровода, но на карте их не было.

После посещения Оперативного управления штаба НАЛ удалось прояснить ситуацию с дорогами и наметить маршрут трубопровода до Кхамкэта. И опять дело застопорилось: никто не мог показать точно, где находится склад горючего, к которому следует подвести трубопровод. С грехом пополам смогли определить и положение конечного пункта трубопровода. Приступили к расчетам.

Потом мы разработали технологические схемы различных узлов и методические указания по работе с ними в тех или иных ситуациях — при заполнении трубопровода водой для гидравлических испытаний, вытеснении из него воды и заполнении горючим, при подаче горючего на промежуточные склады и тому подобное. Были также выполнены расчеты и разработаны технологические схемы на пересечениях трубопроводом водных преград. Особо тщательно были подготовлены рекомендации по сооружению узлов учета нефтепродуктов при передаче их на границе Вьетнама и Лаоса, по фильтрованию горючего и отделению воздуха.

Характерный пейзаж Юго-Восточной Азии (иллюстрация из статьи).

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА.

Утром 25 декабря на Ан-24 мы вылетели во вьетнамский город Дананг. Через иллюминаторы мы разглядывали удивительную местную природу. По маршруту полета был сплошной зеленый ковер джунглей. Они покрывали и ущелья, и высокие горы с крутыми обрывами.

На следующий день мы посетили склад, на котором хранились поступавшие морем из Советского Союза оборудование и техника, включая трубопроводную. Заместитель начальника склада Тя Лен предоставил подробные данные о количестве находящихся на хранении передвижных насосных установок и компрессорных станций, а о трубопроводном оборудовании (задвижки, угольники и так далее) не мог сказать ничего вразумительного. Мы поняли, что точного учета здесь нет - его вели в тоннах и ящиках!

Интересным было и само общение русских, лаосских и вьетнамских специалистов. Кроме советских офицеров, английского никто не знал, поэтому переговоры велись по следующей схеме. Мы задавали вопрос по-русски, лейтенант Севинксай переводил его на лаосский, а лейтенант Пувенг — на вьетнамский. Ответ местного специалиста нам передавали также по цепочке в обратном порядке. Можно представить, насколько длительными были наши беседы.

Но вернемся к складу. Какие выводы мы сделали? Основная часть хранящегося на нем трубопроводного оборудования, как установлено нами из документации, была изготовлена в Советском Союзе в 1976 году, а в 1982 году доставлена морем в город Дананг. Таким образом, оно около четырех лет хранилось в условиях влажного (морского) тропического климата. Это была наша обычная серийно выпускаемая техника, предназначенная для эксплуатации в умеренном климате нашей страны. Тем не менее, даже в условиях влажного тропического климата она не потеряла своей работоспособности и была готова к немедленному использованию.

СЛОЖНАЯ ТРАССА.

1 января 1987 года мы прибыли в Винь. Именно отсюда был развернут трубопровод для подачи горючего в Лаос. Нам не понять, почему начальный пункт трубопровода расположен в Вине, а оборудование трубопровода доставлялось из Советского Союза в расположенный на 450 км южнее порт Дананг. Ведь это — лишние транспортные затраты.

В этот же день мы изучили по карте маршрут трубопровода до границы с Лаосом и сняли отметки высот. До границы по карте 96,8 км. Местность в начале в основном равнинная (высотные отметки 120—150 м), но примерно с 56 км начинает переходить в горную. Наивысшая точка находится на хребте, за 300 м до границы (отметка 737 м). Здесь расположена последняя вьетнамская насосная станция — Т19. Нумерация насосных станций почему-то ведется от ТЗ. Итого 16 станций почти на 97 км. Подача топлива составляет 300—350 т/ч (возможно, имеется в виду тонн/сутки - прим.админа). Значит, гидравлический расчет выполнен заведомо с большим запасом мощности насосных установок и работают они на пониженных оборотах.

Схема трубопровода Вьетнам – Лаос (иллюстрация из статьи).

Через пару дней мы отправились на запад вдоль линии трубопровода. Увидеть его можно было не везде — некоторые участки, особенно в начале, уложены под рисовыми чеками. А здесь к земле, особенно уже освоенной, относятся очень бережно. Как на равнинной так и в горной местности, трасса спрямлялась даже за счет увеличения количества переходов через реки и дороги. Крутизна подъемов и спусков часто достигала 45°, а в исключительных случаях почти 60 градусов. Условия прокладки — сложнейшие. Впрочем, в 1980—1989 годах в Афганистане наши трубопроводчики развернули полевые магистральные трубопроводы в более тяжелых условиях.

Тщательное обследование состояния трубопровода ПМТ-100 Винь — госграница — Кхамкэт, эксплуатировавшегося уже в течение 10 лет, показало, что как линейное оборудование, так и средства перекачки находятся на грани потери работоспособности. В результате проведенной работы мы создали подробные рекомендации по реконструкции и развитию трубопроводной системы, а также проект учебного трубопроводного полигона и необходимую документацию по развертыванию и эксплуатации системы полевых трубопроводов. В итоге по территории Вьетнама, в соответствии с намечавшимся увеличением объемов подачи нефтепродуктов, было решено проложить более мощный трубопровод ПМТ-150 взамен отслужившего сроки трубопровода ПМТ-100.

И в заключение отмечу, что после той поездки, носящей «пристрелочный» характер, в Лаос была командирована на год группа офицеров-трубопроводчиков для реализации наших замыслов на практике (в ЛНДР проходил службу С.Лосев - зам.командира в/ч 32114) - прим.админа). Эта задача тоже была успешно решена.

СССР 1922-1991