Под Ташкурганом был свидетелем другого случая. Мы заправляли технику, направляющуюся под Мазари Шариф. Вечером неподалёку приземляется Ми 6. Открываются створки и из него высыпаются "немцы". Как в 41-45гг. Что такое? Неужели крыша поехала? Серая форма. Каски. Ботинки. Как в кино. Все сразу на колени. Ссать приспичило. Оказывается, то была афганская армия. Чудеса, да и только.
Ташкурган находится на пересечении двух путей ведущих в Кундуз. Кундуз место дислокации нашего батальона. В Кундуз можно проехать по асфальту через Пули Хумри, Баглан далее в Кундуз. Это далеко, небезопасно, но по асфальту. Второй путь. Свернуть в Ташкургане налево и по пустыне напрямую в Кундуз. Опасности меньше, но трудностей больше. Колонна поднимает такую пыль, что дворники не справляются. Жара, пот, пыль. Страшно вспомнить. Бывало, что машины бились друг об дружку. Сам въехал в задницу переднему. От ротного хорошо получил. У меня задница, а у него нога синими были. Примерно на середине дороги стояла старинная крепость и колодец укрытый шатром. Там же стоял блок пост. Бывало, ночевали рядом с ними. На подъездах к Кундузу обширные дынные бахчи. Дыни сахарные. Обязательно надо запивать водой. Очень сладкие. Арбузы не сладкие. В Союзе наоборот. Арбузы сладкие, а дыни нет. Если сравнивать с афганскими.
Когда маршрут пролегал по асфальту, то наша колонна сходилась с другими колоннами. Оказался я между КамАЗами. Вижу такую картину. КамАЗ еле тащится. Открывается дверь кабины, подбегает бабай. Происходит торг. В руках бабая оказывается домкрат. Он довольный, рот до ушей. В этот момент КамАЗ газует, набирает скорость и у бабая домкрат вылетает из рук. Как в цирке. Какое-то время домкрат прыгает по асфальту, но видно, стрелок подтягивает его в кабину. Вот солдатская смекалка. Надо же было додуматься привязать домкрат к рулевой колонке. До сих пор вспоминаю эту историю с улыбкой. Хочу сказать, что таких наглецов как в Ташкургане редко где встретишь. Пока торгуешься с одним, другие тащат с машины всё, что плохо лежит. Кто канистру, кто шланг. Доходило до стрельбы. Стащат, отбегут в сторону, глядишь подрались. Не поделили добычу. Дерутся наотмашь, рубахи в клочья.
Что ни говорите, а мир тесен. Начинал службу в Германии в трубопроводных войсках. Удивлялся возможности применения данного рода войск, когда либо. И нате, вот те раз. Едем. Видим, трактор К700 тащит трубоукладчик. Неужели, "наши" кладут трубу. Ротный останавливает колонну и мы на нескольких машинах к ним. Точно, наши батальонные из Германии. Встретил бывшего взводного л-та Колбасова. Вот значит и их тоже из тёплых мест в жару. Они только подходили с трубой к Ташкургану.
А какие в Ташкургане гранаты! Большие, сладкие. Лопаются от зрелости. Пока колонна стояла, залезли на посадку. Сверху с дерева всё собрано, а внутри кроны висят такие здоровые. Шипы у граната, страшно подумать. А я вот и не подумал. Думал, что изловчусь, мне повезёт. Не повезло. Вся рука в крови, но зато гранат к ладони. Гранаты потом покупали у торгашей. Очень помогали при расстройствах желудка. Я не знал, что гранат надо есть с косточками. Афганцы научили.
Так же, в Ташкургане впервые увидел мираж. И первый косяк купил там же. Правда, за разводной ключ получил не чарс, а ослиное говно. Откуда мне знать, как выглядит гашиш. Но нашлись добрые люди, подсказали, показали, научили, что к чему.
Доставалось нам немало в этом городе. Улицы узкие, дувалы высокие. Для колонны неудобно. Старались проскочить на скорости. Это когда шли напрямик через город в пустыню.
**************************************