Всесоюзная Книга памяти





  • Читальный зал 14-го ОТПБ
  • Читальный зал КП бригады
  • Читальный зал 1-го батальона
  • Читальный зал 2-го батальона
  • Читальный зал 3-го батальона
Полевая почта 38021 Пули-Хумри
276-я Трубопроводная Бригада
1-й Трубопроводный Батальон
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Ташкурган 10(6)ГНС
28 августа 1982 года - 9 февраля 1989 года
«Афганские дороги Александра Гринера»

интервью из свободного доступа сети интернет.

***************

- Александр, расскажите немного о себе до того момента, когда Вы были призваны в армию. Где учились, увлекались ли каким-то видом спорта?

- Да рассказывать особенно не о чем. Жил, как и все мои одногодки. Учился в средней школе № 3 (нынешняя школа-лицей). Закончил автошколу, что стало потом решающим фактором в определении мое военной специальности. Что касается спорта, то ходил в секцию пулевой стрельбы, также увлекался настольным теннисом

- Должен отметить, что настольный теннис не самый «боевой» вид спорта.

- (Улыбается) Может и так, но реакцию тренирует, а это лишними не бывают. Кстати в рабочей спартакиаде ОГОКа и до сих пор по этому виду держим первые места.

- Так получилось, что службу в Афганистане Вы проходили в период 1987-1989 лет и были одним из тех участников контингента, кто последним выходил из ДРА?

- Должен сказать, что у нас тогда был шанс вообще избежать службы в Афганистане. Первоначально, поскольку у меня были водительские права, нас отправили в учебную часть, которая находилась в Армении в городе Ленинакан (он впоследствии был разрушен сильным землетрясением). Наша часть находилась всего в трех километрах от границы с Турцией. Особенностью этой «учебки» было как раз то, что водителей в ней готовили именно к службе на территории Афганистана. Но в это время у власти был уже Горбачев и тогда начали ходить слухи, что войска будут выводить. Поэтому нам говорили, что возможно в Афганистан нас уже и не отправят.

- Наверное, очень хотелось, что так и будет. Ну а когда поняли, что готовят именно для Афганистана, был ли какой-то страх? Или же была надежда, что все обойдется.

- Да какая надежда может быть у солдата. Куда отправят – туда и поедешь. Да и в 18 лет многого в жизни не понимаешь. Но родителям я не писал, что нас отправляют в Афганистан. Не хотел их без причины тревожить. Тем более, что отправляли все таки не всех. Кто-то остался в «учебке», кто-то получил направление в другие части. Но, в принципе, мы с самого начала знали к чему нас готовят. Да и по специфике нашей подготовки это было хорошо видно.

- Кстати, такой вопрос, в чем заключается особенность подготовки водителя именно к горным условиям? И как вообще Вы оцениваете те знания и навыки, которым учили в вашем учебном центре.

- Как я уже говорил, там целенаправленно готовили водителей именно к условиям Афганистана. Поэтому учили несколько водить машину, а больше делали упор на подготовку как мотострелков. Каждую неделю у нас были полигонные стрельбы из всех видов стрелкового оружия (автоматы, пулеметы, гранатометы, стрельба из снайперской винтовки). В основном нас учили особенностям езды «колоннами», а не гнать на скорость или что-то подобное. Одним из видов такой подготовки были 250 и 500-километровые марши автомобильной колонной. Преподавали нам прапорщики и офицеры, некоторые из них уже имели опыт службы в Афганистане.

Прошли мы также и так называемую «обкатку танками» (эту процедуру можно увидеть в нашумевшем фильме «9-я рота»). Отдельной дисциплиной была саперная подготовка. Мы должны были научиться обезвреживать мины, распознавать так называемые «мины-сюрпризы». Они как раз и были рассчитаны на молодых и неопытных солдат. Бывает, боец увидит какую-то красивую коробку на дороге, поднимет – взрыв. Или соблазнится на вроде как забытый «ничей» магнитофон (который взорвется когда музыка доиграет), фонарик (нажмешь кнопку и без руки останешься). Нам пытались передать тот опыт, который был накоплен за годы той войны и действительно во многом был оплачен кровью.

Относительно горных условий, то там действительно есть своя специфика. Например, когда мы только попали в Афганистан, нас сразу спросили на каких автомобилях мы проходили обучение. Мы и говорим, что на "ЗИЛ-131". А нам говорят, что «здесь таких машин нет». Как потом объяснили, в горах, из-за разреженности воздуха, машины с карбюраторными двигателями просто глохнут. Поэтому лучше всего для гор подходят машины с дизельными двигателями такие как «КамАЗ», «Урал». Уже потом в

Афганистане я убедился, что так оно и есть. А так тренировались мы на ЗИЛ- 131. Хотя в соседнем с нами учебном центре водителей готовили на машинах с дизельными двигателями.

Были и другие нюансы управления автомобилем в горах. Там, то затяжные спуски, то подъемы, сложные условия горных дорог. Помню, как мне рекомендовали перед подъемом заблаговременно переключаться на четвертую передачу, чтобы не терять скорость и время. Сначала я не знал такого момента, что в горах от перепада высоты «закладывает уши». Как-то так еду и кажется мне, что двигатель заглох. А машина все равно двигается. Я поворачиваюсь к своему прапорщику, ничего не понимаю, пытаюсь от него получить ответ, губы двигаются, а своего голоса не слышу. Но ничего, «продулся», все нормально.

- Какие наиболее практические рекомендации вы слышали от инструкторов?

- Прежде всего, чего нас учили главному – никогда не выпускать из рук оружие. Даже если выходишь из машины, простите за откровенность "пописать" - оно всегда должен быть с тобой. Это нам «прививали» сразу. Бывало, кто-то свой автомат где-то забывал, оставлял без присмотра. Не скажу, что нас за это слишком жестоко наказывали, но в таких случаях нам приходилось всем взводом бегать не один десяток километров, расплачиваясь за «забывчивость» конкретного солдата. Оружие должно быть всегда с тобой и эту науку мы усваивали крепко.

- Сколько Вы пробыли в учебном центре и когда попали непосредственно в Афганистан?

- Наша подготовка длилась полгода. Я призывался во время весеннего призыва 87-го года и как раз 9 мая на День Победы у меня были проводы в армию. А 4 ноября, за несколько дней до другого советского праздника (Дня октябрьской революции 7 ноября), мы пересекли границу с Афганистаном.

- Каким способом шло перемещение?

- Сначала нас привезли на аэродром в Ереван. Дальше мы перелетели самолетом в Ташкент, откуда поездом нас доставили в приграничный Термез. И уже из Термеза нашу группу водителей перевезли "КамАЗами" на распределительный пункт, а потом уже непосредственно часть. На место мы добрались без эксцессов. Нас водителей из разных учебных центров собрали в одну группу. Национальный состав был достаточно пестр, были и чуваши, молдаване, армяне. В общем, полный «интернационал».

Продолжение-1...

Продолжение-2...

Продолжение-3...

Окончание...


*****************************


Подняться на верх страницы


Афганистан 1979-1989