«Здесь нет земли - лишь песок да болота, здесь нет птиц - одни комары, здесь нет людей - только солдаты...»
- строки письма курсанта 32114 домой.
Отдельный батальон перекачки горючего по трубопроводу №1 - первая трубопроводная часть Советской Армии, с которой развернулось создание трубопроводных войск.
22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров Союза ССР И.В.Сталин подписал Постановление №4844-2082 "Об изготовлении опытного образца полевого магистрального трубопровода".
Следуя решению главы правительства, Военный Министр Союза ССР Маршал Советского Союза А.М.Василевский 14 января 1952 года издал Директиву №24646.
Начальнику Управления снабжения горючим Военного Министерства генерал-лейтенанту интендантской службы П.В.Томилину, другим военным руководителям, ставилась задача организации подготовки при Винницком военно-техническом училище офицеров-специалистов эксплуатации полевых магистральных трубопроводов. Начальнику Генерального штаба СА генералу армии С.М.Штеменко предписывалось за месячный срок утвердить штат отдельного батальона перекачки горючего по трубопроводу, дать указание о сформировании данного батальона - размещения его на казарменном фонде склада горючего №592 (станция Ильино).
Начало формирования отдельного батальона перекачки горючего по трубопроводу №1 (войсковая часть 20080) датируется маем 1952 года. Командиром назначили участника Великой Отечественной войны, преподавателя общевойскового цикла Винницкого военно-технического училища подполковника И.В.Зорина. Численность подразделения была установлена около 700 человек. Пополнение шло из Московского военного округа.
Центральная база горючего №592 выделила солдатско-сержантскому составу казарму, офицерам смонтировали сборные финские дома. В качестве учебных классов оборудовали четыре землянки. Наступил период получения оборудования, его изучения, практических занятий.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 22.11.1951г. батальон перекачки горючего по трубопроводу №1 обеспечили большим для того времени количеством технических средств. Техника размещалась под открытым небом, но вскоре своими силами построили навесы.
Военнослужащим отдельного батальона перекачки горючего по трубопроводу №1 принадлежит честь приема, освоения, испытаний первого отечественного полевого магистрального трубопровода ПМТ-100-100 (условный диаметр труб и деталей = 100 мм, общая длина комплекта = 100 км).
«В 1952 году на третьем курсе Винницкого военно-технического училища была сформирована группа из 10 курсантов-добровольцев, которая по отдельной программе занималась изучением и практическим развертыванием полевого магистрального трубопровода. Для учебы использовался трубопровод американского производства, ранее (во время Великой Отечественной войны) применявшийся для перекачки нефтепродуктов на трассе Плоешти - Рени (подробнее: статья «Освобождение. Труба Победы»).
В мае 1952 года в районе станции Ильино Горьковской железной дороги началось формирование батальона перекачки горючего по трубопроводу №1. Днем окончания формирования было объявлено 1 января 1953 года. Батальон был оснащен трубопроводом ПМТ-100-100. Вот в этот батальон мы были направлены по выпуску из училища. Я был назначен на должность сменного диспетчера и прибыл к месту службы в декабре 1952 года. В этом батальоне я прослужил 16 лет от лейтенаната до подполковника, командира батальона. Это была первая трубопроводная часть, оснащенная отечественным полевым магистральным трубопроводом. Именно здесь трубопровод "делал первые шаги", развивался, набирал силу, совершенствовался и в 1956 году был принят на вооружение Советской Армии.
Читать далее...»
Самые первые учения по развертыванию ПМТ-100 с реальной перекачкой горючего были проведены ранней весной 1953 года. Это была проба трубопровода на трассе протяженностью менее 10 км в районе дислокации батальона близ поселка Центральный.
[отчет об учениях]
Днем перекачка прошла успешно, но когда ночью она была прекращена, обнаружилось множество соединений с капельными и струйными подтеканиями. Оказалось, что при отсутствии избыточного давления размеры соединительной муфты и резинового уплотнительного кольца не обеспечивают герметичности соединения.
Срочно были изготовлены противни, которые ставились под подтекающие стыки. Через 100-200 метров расставлялись бочки - в них обходчики сливали горючее. Из бочек топливо забирали бензовозы и отвозили на склад.
По окончании пробного испытания трубопровод решено было опорожнить, подавая в линию сжатый воздух от компрессорных станций. Однако этот метод себя не оправдал - после продувки линии в трубопроводе оставалось много горючего. Пришлось, разбирая соединения в низких местах трассы, сливать горючее из линии в ведра, а из них - в бочки.
При следующих сборках трубопровода в качестве временной меры обеспечения герметичности соединений было предложено вкладывать во внутренние канавки муфт полоски из толя, за счет чего усилие прижатия кольца к посадочным местам на манжетах труб увеличивалось. Но пропитка толя растворялась в бензине, поэтому перешли на картон. По результатам первых учений размеры уплотнительного кольца и соединительной муфты при изготовлении на заводе срочно изменили. Всего с использованием вспомогательных полосок удалось развернуть около 90 км ПМТ-100, пока в батальон не поступили более совершенные комплекты соединений.
Трубы первого комплекта трубопровода ПМТ-100-100 были изготовлены из черного металла и покрашены в защитный цвет только с наружной стороны. Внутренняя их полость для защиты от коррозии была покрыта антикоррозионной смазкой. Перед каждым развертыванием трубопровода приходилось промывать трубы от смазки керосином и протирать внутри ветошью. После свертывания трубопровода требовалось опять проводить консервацию труб. Каждая труба пескоструилась, затем продувалась воздухом и смазывалась внутри разогретой смесью отработанного масла и технического вазелина. Это была кропотливая, тяжелая работа, требовавшая больших трудозатрат и времени - почти весь личный состав батальона был занят в течение одного-двух месяцев.
Специалисты батальона нашли техническое решение и этой задачи. Технология консервации была разработана заместителем командира батальона по технической части майором Секирским и инженером по прокладке и эксплуатации трубопровода старшим лейтенантом Епихиным. В работе использовались пескоструйный аппарат, котел паровой ППК-50, набор штанг по длине труб. Для снятия труб с консервации рационализаторы предложили использовать особое приспособление: длинную штангу с соплом для подачи острого пара и резиновой манжетой. Выходя из сопла, пар разогревал смазку, а манжета вытесняла ее из трубы в специально подставленную емкость.
В мае-июне 1953 года впервые были проведены полигонные испытания трубопровода ПМТ-100-100 на трассе протяженностью 93 км. Трасса трубопровода: станция Центральная лагерной железной дороги - деревня Шалапино - совхоз Знаменка - деревня Городищи - деревня Внуково - село Борисоглебское.
[отчет об испытаниях]
Трубопроводный батальон состоял из четырех рот: линейной, технического обеспечения, автомобильной и роты связи, всего 425 человек. Кроме того, на период испытаний батальону была придана рота кабельно-шестовой связи.
Испытания трубопровода на трассе такой протяженности проводились впервые, а условия были довольно сложными. При развертывании трубопровода были преодолены судоходная река Клязьма шириной 135 метров и глубиной до 4 метров, шесть несудоходных рек шириной до 35 метров и глубиной до 2 метров, железная дорога и автострада Москва - Горький, 35 проселочных дорог, выполнены обходы 14 населенных пунктов.
Для снятия профиля трассы использовался специально разработанный нивелир-автомат на шасси велосипеда(фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»). Во время этих испытаний был достигнут темп развертывания до 25 км/сутки. Всего по трубопроводу было подано 1400 тонн автомобильного бензина и условного топлива (воды) со средней производительностью 30-35 куб.м/ч.
По результатам полигонных испытаний комиссия по их проведению установила, что опытный образец трубопровода соответствует тактико-техническим требованиям и рекомендовала провести государственные испытания трубопровода.
В августе-сентябре 1953 года были проведены государственные испытания опытного образца трубопровода. Трасса проходила в том же районе, общая протяженность составила 94 км (практически это были две параллельно проложенные линии, соединенные "на кольцо").
[отчет об испытаниях]
Первые передвижные насосные установки ПНУ-1(фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») конструктивно монтировались на раме типа салазок, поэтому для их погрузки и разгрузки требовался автомобильный кран. Еще для вывоза на трассу насосной установки и ее обвязки (включая песколовушку(фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») и воздухоотделитель) необходимо было использовать один автомобиль ЗИС-150(фото из сети интернет) и два ГАЗ-63(фото из сети интернет). В акте комиссии было отмечено, что это противоречит некоторым основным требованиям к сборно-разборному трубопроводу - подвижность, простота конструкции, минимальные трудозатраты.
В процессе испытаний совершенствовались приемы работ по монтажу трубопровода, его заполнению и гидравлическому испытанию. Темп монтажа в расчете на один линейный взвод был достигнут на уровне 8 км/сутки, темп заполнения - 2,6 км/сутки. Сравнительно низкий темп объяснялся как недостаточным опытом личного состава, так и определенными конструктивными недоработками оборудования. Например, в процессе гидравлического испытания водой было выявлено 6 отрывов буртиков муфт, 37 свищей и 24 капельных подтекания в соединениях. Темп развертывания трубопровода батальоном составил 25-30 км/сутки.
Большое внимание было уделено отработке способов охраны, обороны и техническго обеспечения. На трассе протяженностью 47 км было задействовано 10 патрульных расчетов на автомобилях (2 слесаря-трубопроводчика и водитель), 4 патрульно-аварийные команды на автомобилях (4 слесаря-трубопроводчика и водитель) и 40 пеших патрулей по 2 человека. Пешим патрулям отводились участки до 2 км на труднодоступной и закрытой местности и до 4 км на открытой и хорошо обозреваемой.
Вместе с офицерами численность персонала составляла 160 человек. Кроме того, на насосных станциях был занят 21 человек, в подразделении обеспечения - 10 и в роте связи - 109 человек, а также 10 автомобилей. Таким образом, в пересчете на одну линию трубопровода на эксплуатации одного километра было задействовано 3,3 человека и 0,26 автомобиля.
Однако для такой ответственной системы, как полевой магистральный трубопровод, было неудовлетворительным состояние связи. В ходе рассматриваемых испытаний радиостанции РСБ-Ф на ГАЗ-63(фото из сети интернет) (2 шт.) были задействованы 12 суток (суммарное время работы - 576 часов). Перерывы в связи, ее отсутствие составили 188 часов, или 33% от всего времени работы. На кабельной линии связи протяженностью 108 км за 15 суток было отмечено 27 повреждений, что привело к перерывам в связи общей продолжительностью до 85 часов.
Впервые на этих испытаниях была предпринята попытка опорожнить трубопровод от горючего, вытесняя его водой непосредственным контактом. Однако успехом она не увенчалась, так как в ходе перекачки было несколько перерывов в работе насосных станций и значительное количество горючего было обводнено.
В те далекие годы становления трубопроводных войск численность личного состава в батальоне была несравненно большей, чем в последующие, так как в составе комплекта ПМТ было такое тяжелое и громоздкое оборудование, как песколовушки, воздухоотделители и другое. Впоследствии, по мере внедрения новых приемов и методов работы, появления у трубопроводчиков навыков и опыта, оснащения новой техникой, перечень оборудования в комплекте ПМТ был намного сокращен, значительно уменьшилась численность личного состава. Длина же комплекта трубопровода, наоборот, была увеличена со 100 до 150 км.
В акте по результатам государственных испытаний был сделан вывод о том, что опытный образец полевого магистрального трубопровода диаметром 100 мм, длиной 100 км отвечает тактико-техническим требованиям и проекту и пригоден для перекачки горючего в полевых условиях. Однако для принятия нового трубопровода на вооружение Советской Армии требовалось проверить его в различных климатических и географических условиях.
В феврале-марте 1954 года состоялись эксплуатационные испытания трубопровода в зимних условиях. Протяженность трассы равнялась 101 км. Трубопровод развертывался в направлении поселок Центральный - Гороховец - село Чулково и обратно.
[отчет об испытаниях]
Развертывание прошло успешноНачальная насосная станция на зимних испытаниях 1954 года (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»). Несмотря на низкую температуру (от -8 до -35°С) и наличие глубокого снежного покрова (на некоторые участки трубы приходилось подвозить на тракторных санях(фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»)), темп его составил 20 км/сутки. По трубопроводу было перекачано 800 т дизельного топлива с подачей 20-30 куб.м/час.
Особые затруднения возникли при опорожнении трубопровода от горючего в зимних условиях. Опыт учений, проведенных летом, показал, что просто продувка воздухом не дает необходимого результата - в линии остается много топлива. Но и здесь специалистами батальона было найдено эффективное техническое решение.
Еще в ходе монтажа линия трубопровода была разделена на отдельные участки парными задвижками. Для приема горючего из этих участков использовался резервуар РГ-25, установленный на тракторные сани. Резервуар перемещали к очередной паре задвижек. Здесь соединение между задвижками разбирали. К задвижке опорожняемого участка присоединяли рукав и другим концом опускали его в резервуар. На первой стадии опорожнения горючее вытесняли в резервуар сжатым воздухом от компрессорной станции. На второй стадии остатки горючего вытесняли в тот же резервуар давлением сжатого воздуха, который воздействовал на самодельный разделитель. Он представлял собой шар, изготовленный из пористой резины колеса артиллерийского орудия. Для предотвращения попадания разделителя в насос было предложено изготовить вставки с крестовинами и монтировать такие вставки перед насосом. Так в ходе практической работы создавались прообразы различных технических устройств, способы и методы выполнения различных технологических операций. В некоторых случаях разработки военных трубопроводчиков опережали аналогичные исследования гражданских специалистов (например, шаровые резиновые разделители в нефтяной промышленности впервые прошли испытания лишь в 1963 году).
Комиссия по испытаниям выдала заключение о том, что трубопровод пригоден для подачи горючего войскам в зимних условиях при температуре окружающего воздуха до -35°С. Предстояла проверка работоспособности трубопровода в условиях высоких температур.
В мае-июне 1954 года первый трубопроводный батальон провел эксплуатационные испытания трубопровода в пустыне Кара-Кум (Туркестанский военный округ, район города Безмеин).
[отчет об испытаниях]
В процессе погрузки, совершения марша по железной дороге (он длился 15 суток) и разгрузки труб и оборудования были проверены и усовершенствованы способы их крепления и перевозки.
Условия развертывания и эксплуатации трубопровода были неблагоприятными. Трасса трубопровода(фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») протяженностью 50 км в основном проходила по сыпучим пескам с барханами, песком заносило пикетные знаки, высота которых составляла 50 см. Перевозка труб осуществлялась на автомобилях повышенной проходимости ЗИС-151(фото из сети интернет). Линия трубопровода пересекала 2 железные дороги, 4 автомобильные и 37 полевых дорог и троп. Трубы приходилось относить вручную от дороги на расстояние до 30 метров.
Несмотря на то, что батальон действовал неполным составом (60% личного состава и 50% техники), темп развертывания был более высоким, чем на проводимых ранее испытаниях, и составил 35 км/сутки. Гидравлические испытания трубопровода проводились с использованием воды. Было обнаружено 6 случаев откалывания буртиков муфт, 4 свища, 1 разрыв трубы по сварному шву и 7 капельных подтеканий.
Затем по трубопроводу велась перекачка бензина, всего было подано 1500 тонн. Для того, чтобы не допустить (ввиду высокой температуры) образования в потоке перекачиваемого бензина паровых пробок, в конце линии участок трубопровода длиной 7,8 км был заглублен в песок. Отрывка траншеи(фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») велась с использованием плужного траншеекопателя ПТК-60. Скорость отрывки составляла 7 км/час при глубине траншеи 50 см, и 5 км/час - при глубине 70 см. Уложенный в траншею трубопровод(фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») засыпался вручную слоем песка 10-15 см. Температурные условия(таблица из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») работы благодаря этим мерам были несколько улучшены.
Во время испытаний впервые на сборно-разборном магистральном трубопроводе были проведены исследования по последовательной перекачке. На первом этапе вода вытеснялась из трубопровода бензином, на втором - бензин вытеснялся водой. Первые опыты позволили отработать теоретические и практические предпосылки к внедрению этого метода в жизнь.
В ходе эксплуатационных испытаний опытного образца полевого магистрального трубопровода была подтверждена его работоспособность при подаче горючего войскам по пустынно-степной местности под воздействием высоких температур. Оставалось доказать его жизнеспособность, надежность, возможность использования для обеспечения Военно-Воздушных Сил и Военно-Морского Флота.
В октябре-ноябре 1954 года батальон успешно провел испытания по развертыванию трубопровода протяженностью 30 км в условиях Крайнего Севера на направлении мыс Махоткин - Верхнее Варламово - Североморск и осуществил беспричальную заправку кораблей Северного флота дизельным топливом в районе Мурманска.
В декабре подобные испытания прошли в районе Калининграда. Здесь батальон развернул трубопроводы длиной 20 и 18 км на двух направлениях: Светлое - Просторное - Пионерский курорт и Просторное - Дунаевка. По первому осуществлялась подача топлива Т-1 военной авиации, по второму - дизельного топлива кораблям Балтийского флота.
После сформирования отдельных трубопроводных батальонов (для подготовки и обучения личного состава которых привлекались офицеры и сержанты первого трубопроводного) в Киевском (210 отпб), Северо-Кавказском (219 отпб) и Белорусском (179 отпб) военных округах, в октябре 1955 года прошли войсковые испытания трубопровода.
Приказом Министра обороны СССР от 31 января 1956 года №19 сборно-разборный полевой магистральный трубопровод ПМТ-100-100 был принят на вооружение Советской Армии.» [свернуть воспоминания]
Батальон стал школой созданным позднее трубопроводным частям и соединениям - из его состава шло пополнение квалифицированными воинами-трубопроводчиками новых формирований.
Март 1958 года. Отдельный батальон перекачки горючего по трубопроводу №1 переформирован в 71 отдельный трубопроводный батальон кадра (71 отпб - войсковая часть 32114).
1961 год. 71 отпб включен в состав 95 трубопроводной бригады кадра (95 тпбр).
Весь последующий период батальон был испытательным полигоном разрабатываемых для трубопроводных войск оборудования и техники, средств учета перекачиваемого горючего, дистанционного обнаружения аварий (включая повреждения от воздействия взрывчатых веществ и стрелкового оружия), многого другого. Здесь проверялись свежие оригинальные технологии, разработанные военными учеными и инженерами, например:
- эксплуатация линии трубопровода как канала связи.
Именно тут проводились войсковые испытания полевых магистральных трубопроводов ПМТП-150 и ПМТБ-200, по результатам которых они были приняты на вооружение Советской Армии.