Всесоюзная Книга памяти




Полевая почта 38021 Пули-Хумри
276-я Трубопроводная Бригада
КП бригады
( Килагайская долина )
28 августа 1982 года - 9 февраля 1989 года
  • Рота связи Управления


  • Авторемонтный взвод
  • Комендантский взвод

  • Ансамбль «Магистраль»


.............................................................................................................

Активизация военных действий на территории Афганистана увеличивала расход горючего войсками ограниченного контингента и армии ДРА. Рост объема поставок виделся невозможным без наращивания существующих линий полевого магистрального трубопровода повышенной производительности (ПМТП) от Пули-Хумри далее, к военному аэродрому Баграм - крупному потребителю авиационного топлива.

Августом 1982 года планировалось продолжение керосиновой линии прокладкой ПМТП-100, так как развитие системы трубой диаметром 150 мм было технико-экономически нецелесообразно. Значительная часть авиатоплива, перекачиваемого трубопроводом ПМТП-150 до расположения бригады материального обеспечения (БрМО), уже выдавалась со склада горючего. Учитывались также необычайно сложные условия монтирования магистрали в горах: большие высоты, ограниченное наличие дорог, множество мостов, крутых поворотов, спусков, высокая вероятность селей, камнепадов, лавин, другие факторы.

Развертывание дополнительного участка трубопровода предполагало проведение реорганизационных процедур, поэтому до начала монтажных работ, летом 1982 года осуществились мероприятия по формированию на базе одного, 14-го отдельного трубопроводного батальона (ОТПБ) - 276-й трубопроводной бригады (ТПБр) из трех ОТПБ (шесть эксплуатационных рот (ЭР), 48 гарнизонов насосных станций (ГНС) всего) общим штатом 898 человек с дислокацией управления в Килагайской долине близ города Пули-Хумри (южнее расположения склада горючего БрМО).

Вспоминает участник тех событий первый (1982-1984) заместитель начальника штаба - старший инженер 276-й трубопроводной бригады по развертыванию и эксплуатации трубопровода генерал-майор В.В.Середа (исторический очерк «Трубопроводным войскам 50 лет»):

Генерал-майор Владимир Васильевич Середа (фото из архива «Транснефть – Медиа»).

Родился 10 января 1953 года.

В Вооруженных Силах с августа 1970 года.

По окончании Ульяновского высшего военно-технического училища прошел путь от старшего инженера отпб до командира трубопроводной бригады.

После службы в войсках - заместитель начальника УВВТУ, начальник 25 ГосНИИ МО РФ.

«В мае 1982 года я и полковник В.И.Мемех были вызваны в Москву. Принявший нас ВРИО начальника ЦУРТГ МО генерал-лейтенант И.Н.Базанов объявил, что решено на базе 14-го отдельного трубопроводного батальона сформировать 276-ю трубопроводную бригаду численностью 898 человек в составе трех трубопроводных батальонов. Командиром бригады назначался полковник В.И.Мемех, начальником штаба - подполковник В.П.Красников, я - заместителем начальника штаба - старшим инженером бригады по развертыванию и эксплуатации трубопровода (подробнее: Командование).

Наша задача состояла в том, чтобы сформировать бригаду, до 1 сентября 1982 года развернуть трубопровод ПМТП-100 на направлении Пули-Хумри - Баграм протяженностью 184 км и подать по нему авиационный керосин. Убыть следовало через трое суток.

Читать далее...»

Недостаток квалифицированных специалистов трубопроводного дела, необеспеченность нужным количеством техники, нехватка людей для охраны трассы трубопровода, сложные природные условия - вот с чем пришлось столкнуться личному составу нового формирования 40-й армии.

Вспоминает участник тех событий первый (1982-1984) заместитель начальника политотдела 276-й трубопроводной бригады майор К.А.Попов:

Майор Константин Попов (фото из кадров фильма «Афганистан - помним, гордимся и чтим»)

«Трудность заключалась в том, что мы практически не знали людей. Приходилось принимать людей и сразу выводить на трассу непосредственно на прокладку трубопровода.

Конечно, должен сказать, что наиболее сложный участок трубопровода - это перевал Саланг: высота - 3800, семнадцать насосных станций. И, впервые в мире, была обеспечена задача по прокладке трубопровода и подаче топлива на главный наш военный аэродром в Баграм.

Первые четыре месяца мы практически работали на трассе трубопровода без охраны, работали своими силами. У нас не было своей техники - техника была 59-й Бригады Материального Обеспечения. Все остальное было из частей, которые нам придавались только для помощи в прокладке трубопровода - вот это была самая главная сложность.

И когда труба прошла через перевал, когда мы дошли до Баграма, мы впервые почувствовали себя трубопроводчиками. Хотя, честно вам скажу, что до того, как я попал в Афганистан, я только слышал о трубопроводных войсках, знал, что они есть, но я не знал, что это такое. И я впервые тогда проникся чувством гордости, что я служу с такими замечательными людьми.

Смотреть видео интервью продолжительностью 03:00...»

1-я и 2-я ЭР бывшего 14-го ОТПБ стали основой 1-го ОТПБ созданного соединения (1ГНС /Хайратон/ - 17ГНС /южнее н.п.Айбак/). Командный пункт (КП) 1-го ОТПБ расположился на КП 14-го ОТПБ.

На базе 3-й ЭР 14-го ОТПБ была сформирована 1-я ЭР 2-го ОТПБ (ГНС №№18-23; проектируемый 24ГНС обустроен не был). В зону ответственности новой, 2-й ЭР 2-го ОТПБ (ГНС №№25-32) попала трасса от места дислокации управления 276-й ТПБр в Килагайской долине по н.п.Хинджан /Чаугани/ включительно.

Вести трубу от южной окраины Хинджана через перевал Саланг и дальше до склада горючего в Баграме выпало на долю военнослужащих 3-го ОТПБ (ГНС №№33-48).

Из воспоминаний участника тех событий первого (1982-1984) начальника связи 276-й трубопроводной бригады майора В.П.Граборова:

Майор Владимир Петрович Граборов (фото из соц.сети «Одноклассники»)

«Когда мы формировались, трасса ПМТП лежала от Хайратона до Пули-Хумри (вернее, расположения бригады материального обеспечения, несколько южнее города).

Первые дни КП бригады находился на "Доярке", а в сентябре нас перевели в Килагайскую долину.

1-й батальон начинался в Хайратоне и заканчивался перед малым перевалом Мирза-Атбели.

2-й нарастил трубу от Килагая до подъема на перевал Саланг (населенный пункт Хинджан).

3-й протянул трубопровод через Саланг до склада горючего в Баграме.

Всего по нумерации было 48 гарнизонов. Фактически же их имелось 47, потому что 24-й ГНС между Пули-Хумри и управлением бригады так и не развернули.

Первые годы становления бригады связаны с активизацией действий бандформирований. Еще недостаточно был налажен быт личного состава. За время моей службы только связисты потеряли двухсотыми четырех офицеров и пятерых солдат...»

.............................................................................................................

Продолжение следует...

.............................................................................................................


ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: История 38021.

  СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ: 15(12)ГНС (КП 1ТПБ) | 21(19)ГНС (КП 2ТПБ) | 41(37)ГНС (КП 3ТПБ).

.............................................................................................................



Подняться на верх страницы


Афганистан 1979-1989