Самым серьезным экзаменом для трубопроводных войск стала служба в Афганистане. Советские соединения, части и подразделения были рассредоточены тогда практически на всей территории страны, площадь которой почти в два раза больше площади Франции.
Ограниченному контингенту войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс.тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось почти 70%.
Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода повышенной производительности (ПМТП) для подачи горючего войскам.
В конце января 1980 года были развернуты три линии ПМТП-150 (по 15 км каждая) через реку Амурдарья от перевалочной базы горючего ТуркВО (10 км восточнее г.Термез, СССР, впоследствии - окружной склад горючего) до отделения склада горючего198? / Личный состав отделения склада горючего в Хайратоне (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») (1 км южнее г.Хайратон, ДРА), вошедшего в состав перевалочной базы.
Для прокладки этих трех линий и дальнейшей эксплуатации "перевалки" был сформирован отдельный трубопроводный взвод (в 1984 году это подразделение было преобразовано в 95 отдельный трубопроводный взвод, а в 1987 году вошло в состав 276 трубопроводной бригады).
Вспоминает участник тех событий бывший первый заместитель начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны генерал-майор К.Г.Шеин (исторический очерк «Трубопроводным войскам 50 лет»):
«2 января 1980 г. начальник ЦУРТГ МО генерал-полковник В.В.Никитин приказал начальнику оперативной группы подобрать двух-трех офицеров-трубопроводчиков, имеющих опыт эксплуатации полевых магистральных трубопроводов в горах. Выбор пал на начальника штаба 95 тпбр подполковника Г.И.Хомуськова и командира батальона майора Б.Р.Каграманьяна. Их вызвали в управление на 4 января. При передаче телефонограммы вместо фамилии "Каграманьян" ошибочно назвали "Шиян", а дежурный по 95 тпбр уточнил, зная офицеров бригады - "Шеин".
Генерал-майор Константин Георгиевич Шеин (фото из сети интернет).
Родился 24 июня 1947 года.
В Вооруженных Силах прослужил 37 лет.
По окончании Рязанского военного автомобильного училища прошел путь от командира взвода до первого заместителя начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны России.
После службы в ВС - вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт".
В связи с этой случайностью я вместе с Г.И.Хомуськовым прибыл в ЦУРТГ. Когда выяснилось, что произошла ошибка, менять ничего не стали. Нам была поставлена задача немедленно убыть в г.Термез и организовать развертывание полевого магистрального трубопровода с форсированием реки Амударья на участке Термез - Хайратон.
Должностные лица ТуркВО к идее ПМТ отнеслись скептически - их устраивала работа только что сформированных наливных и оборудованных для перевозки горючего батальонов автомобильных полков и обеспечивавших топливом ввод войск 40-й армии в Афганистан.
Несмотря на это, был сформирован 95-й отдельный трубопроводный взвод (командир - старший лейтенант Н.И.Ермаков), который должен был обеспечить прокладку трех линий полевого магистрального трубопровода от склада горючего в Термезе до его отделения в Хайратоне. Для этих целей новому формированию с железнодорожной станции Мургак (Бухарская область, Узбекистан) отгрузили половину комплекта ПМТ-150.
Река Амударья характеризуется очень крутым нравомЯнварь80 / Разведка условий прокладки трубопровода через р.Амударья проведена (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»). Скорость ее течения достигает 4 метра в секунду, глубины - переменные, ширина русла также непостоянна. Первая попытка преодоления строптивой реки без основательной подготовки завершилась неудачей.
Анализ ошибок позволил правильно организовать процесс. В работе был задействован речной буксир и танковые тягачи. За двое суток методом протаскивания с одновременным затоплением удалось проложить через водную преграду три линии трубопровода ПМТ-150.
1987 / Монтаж нового трубопровода через р.Амударья (фото из архива Р.М.Стежкина, ком. 1ЭР 1ТПБ).
К концу января трубопровод был развернут полностью, первые тонны горючего поданы на территорию Афганистана. Так было положено начало использованию полевых трубопроводов в интересах 40-й армии. Путь через Амударью стал первой крупной победой трубопроводчиков, их боевым крещением. И я горжусь своей причастностью к этой победе.
Трубопроводы через реку Амударья периодически выходили из строя, их вновь развертывали различными методами. Всего за период боевых действий через русло было протянуто 38 трубопроводных линий...» [cвернуть воспоминания]
=================================
Во второй половине апреля 1980 года начались работы по разведке и подготовке к прокладке трубопровода по территории Афганистана. Строительство первой линии магистрали трубопровода ПМТП-150 для обеспечения подачи авиационного керосина от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (Бригады Материального Обеспечения, 10 км южнее г.Пули-Хумри) протяженностью 254 км началось 24 мая, а закочилось 2 июня.
Строительство, а затем эксплуатация трубопровода осуществлялись силами 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона (войсковая часть полевая почта 38021), переведенного из ГСВГ.
«Война в Афганистане продолжалась, требовалось все больше и больше горючего. От расположенного в Хайратоне склада горючее доставлялось частям и подразделениям Ограниченного контингента советских войск в основном автомобильным транспортом, который едва справлялся с удовлетворением текущих потребностей, не говоря уже о создании каких-либо запасов. В связи с этим было принято решение о прокладке полевого магистрального трубопровода от Хайратона до Пули-Хумри.
Полковник трубопроводных войск Борис Рубенович Каграманьян (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»).
3 мая 1980 г. начальник ЦУРТГ МО генерал-полковник В.В.Никитин поставил задачу мне и подполковнику Г.И.Хомуськову - оказать помощь 14 отдельному трубопроводному батальону в развертывании трубопровода и организации перекачки горючего на территории Афганистана. 5 мая мы прибыли в район сосредоточения батальона у города Термез вблизи государственной границы.
У командира батальона подполковника В.В.Величко, начальника штаба майора И.И.Кужина и заместителя командира батальона по технической части майора С.П.Коренева мы уточнили укомплектованность батальона. Трубы к этому времени только начали поступать по железной дороге. Личный состав батальона занимался их разгрузкой и вывозом в район сосредоточения.
Воспользовавшись имевшимся резервом времени, мы решили провести предварительную разведку трассы. По карте определили два возможных варианта и на следующий день утром пересекли государственную границу.
В состав группы вошли заместитель начальника службы горючего Туркестанского военного округа подполковник Ю.П.Белоусов, начальник штаба трубопроводной бригады Московского военного округа майор Б.Р.Каграманьян, начальника штаба 14 отпб майор И.И.Кужин, старший инженер 14 отпб капитан В.Н.Володин, командиры рот и отделение солдат.
На автомобиле ЗИЛ-131 и БТР-60 мы начали движение от Хайратона в направлении Кундуз - Ташкурган - Пули-Хумри. Предполагаемая трасса пролегала вдоль степной грунтовой дороги с переходом в горную местность. На всем пути мы не встретили ни сторожевых застав, ни укрепленных пунктов наших войск и к исходу дня прибыли в Кундуз, где располагался штаб 201 мсд. Информация, полученная в оперативном отделе штаба дивизии (интенсивная деятельность бандформирований, отсутствие дорог и сторожевых застав), вынудили отказаться от развертывания трубопровода по этому направлению и принять вариант развертывания вдоль автомобильной дороги Хайратон - Ташкурган - Пули-Хумри. Разведку этой трассы мы запланировали провести во время подготовки 14 отпб к развертыванию трубопровода.
1980 / Понтонный мост через р.Амударья (фотография из архива МРООВ «Однополчанин»).
Ранним майским утром голова колонны 14 отпб пересекла государственную границу и по понтонному мосту вышла на афганский берег. Сосредоточившись в двух километрах от Хайратона, батальон начал готовиться к развертыванию трубопровода. С учетом сложности трассы и воздействия диверсионных групп предстояло смонтировать 254 км трубопровода за 6 суток. Однако в связи с повышенной активностью бандформирований, недостатком автомобилей, большим плечом подвоза труб и неполным рабочим днем (выполнение работ на трассе после 16.00 было запрещено командующим 40-й армии) эта задача была выполнена за 10 дней. Работы были организованы четко, каждый офицер и солдат чувствовал высокую ответственность. Горючее было подано на склад в районе Пули-хумри.
Успешное выполнение задачи трубопроводчиками было обусловлено хорошей организацией взаимодействия со складами горючего и мотострелковыми частями, которое было налажено сразу же по прибытии батальона в район Хайратона.
Взаимодействие со складами горючего осуществлялось по вопросам организации охраны и обороны, использования средств перекачки, приема и передачи горючего, технологических схем подсоединения трубопровода к складам, организации связи и хозяйственной деятельности.
Май80 / Группа разведки трассы трубопровода в минуты отдыха (фотография из архива Б.Р.Каграманьяна).
Взаимодействие с командирами мотострелковых частей, расположенных вдоль маршрута подвоза, было организовано еще при проведении разведки трассы. Они обеспечили штаб трубопроводного батальона сведениями о характере действий диверсионных групп, о расположении вдоль трассы наших подразделений. Были решены вопросы использования с началом развертывания средств связи мотострелковых подразделений, на территории которых по окончании монтажных работ должны были ежедневно сосредотачиваться отделения машинного монтажа.
Места расположения командного пункта батальона, пунктов управления рот на период развертывания и эксплуатации трубопровода, промежуточных резервуарных групп были намечены и согласованы с таким расчетом, чтобы максимально использовать возможности мотострелковых частей по боевому прикрытию подразделений и объектов трубопроводного батальона. В дальнейшем, в период эксплуатации трубопровода, взаимодействие стало еще более тесным. Совместно решались вопросы охраны и обороны, хозяйственной деятельности, информации о военно-политической обстановке.
Выполнив задачу, поставленную начальником ЦУРТГ МО, мы с Г.И.Хомуськовым убыли в свою часть...» [cвернуть воспоминания]
=================================
Заполнение трубопровода началось на третий день монтажных работ (26 мая) и заняло 12 суток. 9 июня первое горючее поступило на склад БрМО.
При оборудовании гарнизонов насосных станций (ГНС), пунктов управления (ПУ) эксплуатационных рот и командного пункта (КП) батальона основное внимание уделялось защите личного состава от возможных нападений вооруженной оппозиции.
Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Сергей Агеев:
«Моя служба в Советской Армии началась весной 1980 года. 16-го апреля в составе молодого пополнения прибыл в Группу Советских Войск в Германии, в войсковую часть полевая почта 65515 – 14-й Отличный отдельный трубопроводный батальон 7-й бригады, в город Фюрстенвальде-на-Шпрее. Часть размещалась в военном городке там, где в годы Второй Мировой квартировала одна из частей гитлеровской танковой дивизии "Мёртвая голова".
В 1980-м году Советский Союз выводил с территории ГДР 1000 танков. Ходили упорные слухи и о передислокации нашей бригады в Белорусский Военный Округ. Но, в связи с событиями в Афганистане, один из лучших трубопроводных батальонов должен был отправиться туда для выполнения "интернационального долга". По слухам, на 3-4 месяца, максимум - на полгода. А потом - на постоянное место дислокации в город Каттакурган Самаркандской области Узбекистана, куда была отправлена группа для организации военного городка. Чтобы выбрать наиболее достойных, были проведены учения-соревнования между батальонами бригады, на которых присутствовал Командующий ГСВГ. Победил наш 14-й ОТПБ.
В конце апреля начались сборы. Погрузились мы в немецкие теплушки. Пару суток толклись на запасных путях на ж/д вокзале. Потом - Польша, приграничный Брест (где пересели на наш плацкарт) и - снова приграничный, но уже с Афганистаном – Термез, станция Джаркурган.
Палаточный городок батальона разместился в нескольких километрах от Термеза. Пару недель разгружали эшелоны с трубами и оборудованием. Небольшие группы военнослужащих отправлялись "за речку" для разведки и подготовки к прокладке трубопровода. Здесь же нам была присвоена и новая полевая почта - 38021.
20 мая 1980 года наш батальон по понтонному мосту перебрался через пограничную реку Амударью под Хайратон, откуда начался монтаж трубы. Наш 4-й монтажный взвод 2-й роты прошел от Ташкургана до Пули-Хумри и даже чуть дальше - до места дислокации Бригады Материального Обеспечения в Килагайской долине. Пока мы прокладывали трубу, другие подразделения оборудовали Гарнизоны Насосных Станций.
Первый (а по нумерации - нулевой) гарнизон был на той стороне, в Союзе, и назывался - "Малина". КП батальона расположился в провинции Саманган севернее населенного пункта Айбак. Там же находился и ПУ 2-й роты...» [cвернуть воспоминания]
=================================
ПМТП в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. Более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь, а потери горючего по трубопроводу составляли всего 3-5%.
Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Александр Никишин:
«В ряды Вооруженных Сил меня призвали 10 мая 1980 года. Служба началась в Горьковской области, в учебном трубопроводном батальоне службы горючего, где за полгода мы, новобранцы, должны были стать классными специалистами. Мне повезло, нашему призыву довелось испытывать новый полевой магистральный трубопровод большой производительности ПМТБ-200. Опыт прокладки трубопровода и устранения неисправностей позже пригодился во время дальнейшей службы в Афганистане.
Про Афганистан я узнал вечером 9 ноября, когда нас, 30 человек, бывших курсантов, а отныне - классных специалистов трубопроводных войск, построили перед вечерней поверкой и объявили, что нам выпала честь продолжить службу в Туркестанском военном округе в составе Ограниченного контингента советских войск. 10 ноября мы прибыли в московский аэропорт Домодедово. Из аэропорта я позвонил своим братьям, которые жили в Москве. Примерно за полтора часа до отлета братья приехали в аэропорт. На прощание мы договорились: родителям они скажут, что я улетел служить в Германию, чтобы не расстраивать их.
Рано утром 11 ноября наш самолет приземлился в аэропорту города Душанбе - столицы Таджикистана. Спустились по трапу в шинелях и шапках, поскольку в Москве было около 10 градусов мороза. А здесь - плюс 18!!! На военном автомобиле ГАЗ-66 нас отвезли на железнодорожный вокзал, и рано утром 12 ноября мы прибыли в приграничный узбекский город Термез. После отметки в комендатуре о прибытии в погранзону, нас погрузили в такой же ГАЗ-66 и отвезли на пересылочный пункт, где в течение пяти дней использовали в качестве рабочей силы на разгрузке вагонов.
На шестой день, на разводе на работы, к нам подошел какой-то капитан и спросил, что это за войска у нас такие - эмблемы интересные. Наш сержант сказал ему, кто мы такие, куда должны следовать, и что делаем здесь. «Разгон», который он устроил сопровождавшему нас офицеру, заканчивался словами: «Они специалисты! Их в Афгане ждут! А они у вас мешки таскают! Чтоб через час их здесь не было!» Кем был этот капитан, нам неизвестно, но через час нас рассадили по машинам отправляющейся в Афганистан автоколонны, и мы отправились в путь.
Во второй половине дня, пройдя формальную проверку на границе, автоколонна пересекла по понтонному тогда еще мосту реку Аму-Дарью и остановилась на ночевку в районе приграничного афганского города Хайратон. Утром колонна тронулась в глубь Афганистана. Я ехал в кабине машины, водитель которой был одного призыва со мной. Вначале дорога пролегала по пустыне. Вдалеке, прямо по курсу виднелись горы, затем дорога повернула налево и пошла параллельно горам. Проехав город Ташкурган, колонна втянулась в ущелье. Здесь водитель отдал мне свой автомат и сказал, чтобы я в случае чего стрелял. На вопрос «Куда стрелять?», - он ответил: «Все равно куда, только стреляй». Стрелять не пришлось. Колонна прошла спокойно, не считая одного эпизода, когда при подъеме на малый перевал Мирза-Атбели головную часть колонны обстреляли издалека. В ответ БТР сопровождения дал несколько очередей, и обстрел прекратился.
Май82 / 23ГНС, Пули-Хумри / Вот и дембель (фото из архива А.Никишина).
Вечером мы прибыли в советский военный городок, расположившийся в Килагайской долине, чуть южнее афганского города Пули-Хумри. Переночевали в расположении автомобильного батальона. А утром произошел казус: командир автомобильного батальона построил нас и сказал, что мы будем служить в его батальоне. Нас уже начали распределять по ротам, но тут появился майор с трубопроводными эмблемами, как в последующем выяснилось – заместитель командира 14-го отдельного трубопроводного батальона по технической части. Он в доступной форме объяснил командиру автомобильного батальона, что тот занимается самоуправством. Короче, посадил он нас в «Урал», и в сопровождении БТРа мы поехали в обратную сторону, в расположение командного пункта части, которая на полтора года стала родной.
Прибыв на командный пункт, нас в первую очередь накормили. Потом построили, и один из офицеров в звании старшего лейтенанта сказал, что ему нужны четыре добровольца. Шагнули четверо, в том числе и я. Старший лейтенант объяснил нам, как найти старшину для получения оружия и боеприпасов, потому что сейчас мы, в составе патрульно-аварийной команды, поедем в Саманган для устранения аварии на трубопроводе. Получив автоматы, патроны и по четыре гранаты, которые мы держали в руках впервые, и только чисто теоретически представляя как с ними обращаться, мы вернулись обратно эдакими «рэмбо». Стоим, ждем дальнейшей команды. Подходили ребята и спрашивали: «Куда это вас, молодых, зарядили?» Отвечали, что в какой-то Саманган, на устранение аварии. После чего они молча уходили, но спустя пару минут возвращались и отдавали нам, кто магазин с патронами, кто гранату со словами: «Если вернетесь - отдадите». После этого энтузиазма у нас заметно поубавилось. Правда, впоследствии оказалось, что эта фраза была дежурной.
Подъехал ГАЗ-66 с запасными трубами и два БТРа боевого прикрытия из мотострелкового батальона. Мы погрузились и поехали. По дороге получили подробную инструкцию, как себя вести в случае обстрела. Приехав на место, мы увидели искореженные трубы - нитку трубопровода. Как выяснилось, здесь был бой, в ходе которого был поврежден и трубопровод. Старший лейтенант приказал мне прикрывать ребят, приступивших к устранению повреждения, и взять под наблюдение развалины дома, которые находились метрах в 70-80 от места аварии. В случае обнаружения любого движения - стрелять. На мой вопрос: «Делать ли предупредительный выстрел в воздух?», - он ответил: «Здесь война, сынок». Устранив повреждение, мы вернулись на командный пункт батальона, где нас распределили по ротам.
Я попал служить в 1-ю эксплуатационную роту под командованием капитана Потанина. Впереди было много дней службы на афганской земле, которые вместили в себя и выезды на устранение последствий диверсий на трубопроводе, и обстрелы, и гибель товарищей, и госпиталь в Термезе, и многое другое. Но это был мой первый день службы в 14-м отдельном трубопроводном батальоне - войсковой части полевая почта 38021...» [cвернуть воспоминания]
С активизацией военных действий и увеличением потребления горючего в декабре 1981 года в направлении Хайратон - Пули-Хумри была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100 для обеспечения подачи дизельного топлива.
Боевая обстановка требовала наращивания трубопровода через перевал Саланг в район Баграма для снабжения авиационным топливом крупного аэродромного узла. Это, в свою очередь, предполагало проведение реорганизационных мероприятий.
В соответствии с Директивой Генерального Штаба (№314/8/0547 от 30.07.1982г.) в августе 1982 года на базе 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона началось формирование 276-й Трубопроводной Бригады из трех отдельных трубопроводных батальонов (шесть эксплуатационных рот) общей штатной численностью 898 человек с дислокацией управления в Килагайской долине близ г.Пули-Хумри. Первым комбригом стал полковник В.И.МемехПолковник трубопроводных войск Владимир Ильич Мемех (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»).
Выпускник УВТУ 1961 года, нач-к отдела склада горючего, ком.линейной роты, нач.штаба отпб;
1970-1973: комбат 1461 отпб, г.Смела, КВО;
1973-1976: комбат 9 отпб 7 тпбр, ГСВГ;
1976-1982: зам.комбрига 7 тпбр, ГСВГ;
1982-1984: комбриг 276 тпбр, ДРА;
1984-....: нач-к склада горючего БВО, зам.нач-ка, нач-к службы горючего БВО..
Для укомплектования командного состава бригады в Афганистан направлялись офицеры из разных военных округов. Пополнение солдатами и сержантами велось за счет частей 40-й армии. Обучение шло непосредственно на трассе развертываемого трубопровода в сложных природно-климатических условиях под угрозой вооруженного воздействия.
Линия трубопровода ПМТП-100 от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего (район г.Баграм) протяженностью 184 км была развернута за 12 суток. Первый авиакеросин подан в хранилище 28 августа 1982 года. Эта дата считается Днем рождения 276 трубопроводной бригады.
«В Афганистане мне довелось командовать трубопроводной ротой с апреля 1982 по май 1984 года. Трубопроводная часть, в которой служил я, в июне 1980 года развернула трубопровод от склада горючего в городе Хайратон до склада горючего в городе Пули-Хумри протяженностью 254 км, а в сентябре 1982 года – от Пули-Хумри до города Баграм протяженностью 184 км.
Полковник трубопроводных войск Владимир Валентинович Михайлов (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»).
В Вооруженных Силах прослужил 33 года.
После службы в ВС - начальник отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области».
Трубопроводчики в круглосуточном режиме обеспечивали бесперебойную работу трубопровода. По всей трассе трубопровода, в зависимости от сложности рельефа местности, на удалении в 5–10 км располагались гарнизоны насосных станций, на которых были установлены передвижные насосные установки, обеспечивающие перекачку горючего по трубопроводу с производительностью до 2 тысяч тонн в сутки.
В расположении гарнизона насосных станций находилось шесть-семь военнослужащих. Они следили за режимом работы насосных установок, вели инженерное оборудование территории гарнизона, в случае диверсии или аварии на трубопроводе выезжали на трассу для их ликвидации. Условия несения службы были тяжелыми. Кроме обстрелов душманами гарнизонов насосных станций и трубопровода, военнослужащие находились под постоянным страхом укусов змей и фалангов, люди заболевали тифом и гепатитом.
С развертыванием трубопровода личному составу каждого гарнизона НС выдавали только палатку на 10 чел., 2 бухты колючей проволоки и 6 столбов. Конечно, открытый участок местности и брезентовая палатка от пуль душманов, от змей, фалангов и скорпионов не спасут. Поэтому с первого дня личный состав приступал к инженерному оборудованию гарнизона: окапыванию с целью защиты насосных установок и строительству жилья из камней.
Для охраны трубопровода вдоль дорог выставлялись мотострелковые подразделения. Согласно приказу командующего 40-й армии, на аварию или диверсию на трубопроводе личный состав гарнизона НС должен был выезжать под прикрытием БТР мотострелкового подразделения, в зоне ответственности которого находится этот участок. Однако так получалось далеко не всегда, и нам, несмотря на постоянные обстрелы душманами, приходилось ликвидировать диверсии на трубопроводе круглосуточно, без прикрытия, без касок и бронежилетов, полагаясь лишь на собственные автоматы. Тем не менее с задачей справлялись: потери топлива были минимальными. Одним словом, по моему мнению, трубопроводные подразделения были самыми боевыми и бесстрашными.
Август82-май84 / Личный состав гарнизона НС под прикрытием БТР мотострелкового подразделения устраняет последствия диверсии на трассе трубопровода (фото из архива В.В.Михайлова).
Душманы не раз испытывали трубопроводчиков на прочность. Расскажу лишь один из случаев. Моя рота обслуживала 63 километра трассы трубопровода от склада горючего в долине Келагай (НС-25) до населенного пункта Чаугани /Хинджан/ (НС-33). Трассу трубопровода охраняли 4 мотострелковые роты. Напротив гарнизона НС-26 располагался кишлак Сангсулах. С обратной стороны кишлака было ущелье, по которому ночью приходили душманы и грабили местных жителей. В один из дней в гарнизон пришли дехкане с просьбой защитить их. Была заключена договоренность: если в кишлаке собаки поднимали лай, мы открывали огонь по ущелью трассирующими пулями. Так и стали действовать. Душманы перестали терроризировать жителей кишлака. В знак благодарности дехкане приносили нам фрукты и плов.
Разумеется, душманам это не понравилось. И однажды ночью часовой гарнизона услышал за спиной шаги. Обернувшись, он увидел в свете луны подходящего к ограждению гарнизона человека в форме советского офицера. На окрик «Стой! Кто идет?» человек продолжал двигаться к проволочному ограждению гарнизона. И только по команде «Стой! Стрелять буду!», он остановился. Затем из темноты вышел афганец с автоматом и сказал часовому, что, заступаясь за местное население, гарнизон мешает душманам их грабить. И пригрозил: «Либо переместитесь в другое место, либо не мешайте нам!» После чего «гости» растворились в темноте. Начальник гарнизона (сержант) услышав, что в темноте кто-то разговаривает, вышел из домика и увидел уходящих душманов. Гарнизон был поднят по тревоге, открыл огонь, но противник успел скрыться.
Через несколько дней начальник особого отдела сообщил, что была пресечена попытка вырезать личный состав гарнизона. К нам подходил китайский инструктор, переодетый в форму советского офицера. После этого случая мотострелковые взводы, охранявшие трассу трубопровода, были немедленно размещены поблизости. С тех пор попыток проникнуть на территорию гарнизонов не было, но продолжались обстрелы из автоматов, пулеметов и даже гранатометов.
Однажды по графику начальник гарнизона НС-26 перед наступлением темноты совершал патрулирование своего эксплуатационного участка с аварийной командой на автомобиле КамАЗ. Проехав в одну сторону и не обнаружив аварий и диверсий на трубопроводе, группа возвращалась в гарнизон. И когда проезжали мимо разрушенного кишлака Чихилькапайи-Лархау из-за руин по автомобилю выстрелили из гранатомета.
От взрыва автомобиль перевернулся и загорелся, начальник гарнизона (сержант) был ранен в живот. Всего в машине было 4 человека: начальник гарнизона, водитель и 2 солдата аварийной команды. От взрыва все были немного контужены, сержант ранен, а до ближайшего поста прикрытия - 3 км. Душманы попытались бойцов окружить и взять в плен. Двое солдат взяли и понесли раненого сержанта, а водитель, ведя стрельбу по душманам, прикрывал отход своей группы. Вполне возможно эти 3 км аварийной команде не довелось бы преодолеть и попали бы в плен, если бы на проводимую стрельбу не откликнулись мотострелки, которые на двух БТРах своевременно подоспели. Сержанта отправили в военный госпиталь, через несколько месяцев он прибыл в свой же гарнизон для прохождения дальнейшей службы.
В моей роте за 2 года службы трое погибло, пятеро было ранено. В других трубопроводных ротах потери были больше. Хочется склонить голову перед теми, кто погиб при выполнении своих служебных обязанностей и поблагодарить всех, кто проходил службу в республике Афганистан. Все они остались в наших сердцах. Вечная им память и слава!..» [cвернуть воспоминания]
=================================
В мае 1984 года от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего (район г.Баграм) была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100, что позволило организовать практически бесперебойное одновременное снабжение войск 40-й армии авиационным керосином и дизельным топливом.
В течение августа-сентября 1984 года на участке от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) была произведена замена линии трубопровода ПМТП-100 на трубопровод ПМТП-150.
«В 1982 году я закончил Ульяновское высшее военно-техническое училище и после года службы командиром взвода учебного трубопроводного батальона подал рапорт о направлении меня в Афганистан. В октябре 1983 года прибыл в Кабул и сразу столкнулся с суровой афганской действительностью.
По окончании УВВТУ прошел путь от командира учебного взвода 32114 до начальника штаба - зам.командира трубопроводной бригады.
После службы в войсках - сотрудник отдела полевых трубопроводов, начальник отдела 25 ГосНИИ МО РФ.
Условия были поистине спартанскими: мы жили в палатках, где стояли солдатские койки без матрацев и одеял. Из-за большого перепада температур воздуха (днем - выше +40 °С, ночью - ниже 0 °С) спать в палатке можно было с 9 утра до полудня, остальное время приходилось бодрствовать. Через неделю нам оформили необходимые документы и направили в Пули-Хумри, где находился командный пункт трубопроводной бригады. Меня назначили командиром взвода трубопроводного батальона, дислоцированного на перевале Саланг.»
НА ПЕРЕВАЛЕ САЛАНГ: «После прибытия в батальон я принял участие в работах по укладке защитного футляра на трубопровод ПМТП-100, проложенный в тоннеле через перевал Саланг. Тоннель протяженностью более 3 км проходит сквозь горную гряду на высоте около 3400 м.
После завершения работ в тоннеле я принял вверенный мне взвод. На закрепленном за моим подразделением участке трубопровода протяженностью в однониточном исчислении около 15 км располагались три насосные станции ( «ГНС 33, 34, 35 по нумерации до 1985 года» - прим.админа ). На каждой из них действовало по одной передвижной насосной установке ПНУ-100/200М. Перепад высот между начальным и конечным пунктом трубопровода достигал почти километра (это равноценно 8,0 МПа при перекачке автобензина), а среднее расстояние между насосными станциями составляло около 5 км.
Наш участок трубопровода относился к одному из самых беспокойных, так как проходил у подножья перевала в зоне густой растительности, под прикрытием которой боевики осуществляли свои вылазки. Они регулярно обстреливали автомобильные колонны и совершали диверсии на трубопроводе.»
ТРУБОПРОВОДНЫЕ ГАРНИЗОНЫ: «Два гарнизона насосных станций располагались в центре афганских кишлаков. Это требовало неусыпной бдительности, и мы всегда были готовы к отражению нападений. О менталитете местных жителей красноречиво говорит следующий факт. Зажиточный афганец, у которого военные трубопроводчики арендовали для насосной станции один из домов, не скрывал, что трое из семи его сыновей служат в афганской армии, а четверо состоят в отрядах мятежников. Однако это не мешало им довольно часто встречаться в доме отца.
В составе первого гарнизона насчитывалось семь человек, включая командира взвода и двух солдат, прикомандированных из танкового батальона. Для охраны и проведения патрульно-аварийных мероприятий использовался БТР-60.
В 2 км от гарнизона размещалась минометная батарея. Она контролировала выход из Панджшерского ущелья, а также держала в зоне видимости (около 800 м) автодорогу и трубопровод. Это был единственный участок трубопровода, постоянно охранявшийся мотострелковым подразделением. В дневное время от танкового батальона выставлялись два выносных поста (танки с экипажами), которые в силу сложного рельефа местности могли контролировать участки трубопровода протяженностью по 500-800 м каждый.
В километре от минометной батареи находилась вторая насосная станция, а через 3,2 км - третья.
Ликвидация пожара и устранение последствий диверсии (фото из статьи «УРОКИ АФГАНИСТАНА»).
По трубопроводу круглосуточно велась подача в основном авиационного керосина, а также дизельного топлива. Остановка перекачки при нормальной работе трубопровода случалась довольно редко, не более 7-8 суток в месяц, когда склады на конечном пункте в Баграме были заполнены горючим. Непродолжительные остановки от 20 минут до двух часов происходили почти ежедневно во время устранения аварии на каком-либо участке. После таких кратковременных перерывов довольно тяжело было вывести трубопровод на заданный режим перекачки, особенно в летнее время. Под солнцем трубопровод настолько нагревался, что давление в нем превышало 6,0 МПа из-за расширения перекачиваемого горючего. В таких ситуациях трубы нередко разрывались по сварным швам, а однажды из-за высокого давления даже раскололся насос. Поэтому в период остановки перекачки мотористы откручивали трубки дополнительного охлаждения редуктора для стравливания избыточного давления, так как задвижки, установленные в обвязках, не могли обеспечить герметичное перекрытие трубопровода. Саму линию трубопровода, где было возможно, мы укладывали в протекающие рядом арыки, понижая тем самым температуру перекачиваемого горючего.
Для проверки трассы трубопровода и контроля работы личного состава в гарнизонах я выезжал на БТР в сопровождении солдата. В десантное отделение бронетранспортера мы складывали монтажный инструмент, задвижки и вставки различной длины, а к бортам привязывали как минимум четыре трубы. Обычно небольшие аварии устраняли втроем вместе с водителем. В серьезных случаях участвовали еще по два солдата из каждого гарнизона, а иногда выделяли второй БТР. На обе машины порой грузили до 20 труб.
Для устранения аварий, в соответствии с приказом командующего 40-й армией, мы должны были выезжать только под прикрытием бронегруппы от мотострелковых или танковых частей, в чью зону ответственности входил данный участок трубопровода. В реальности так получалось не всегда. Во-первых, ночью бронегруппу для проверки трассы вообще не выделяли. Во-вторых, после обнаружения нами аварии на трубопроводе и доклада об этом командиру танкового батальона бронегруппа приезжала не раньше чем через 30-40 минут, уже к концу устранения аварии. Нас такой вариант не устраивал.»
С МОТЫГОЙ ЗА КЕРОСИНОМ: «Однажды, выехав на очередную аварию, мы остановили свой БТР у пробоины, чтобы далеко не носить трубы и монтажный инструмент. Как правило, при замене одной трубы перекачку горючего по трубопроводу не прекращали, а лишь снижали обороты двигателя у предыдущей насосной станции. Случилось так, что мятежники организовали недалеко от поврежденного трубопровода засаду на спускавшуюся с перевала колонну службы горючего афганской армии, а наш БТР им мешал. Когда колонна правительственных афганских войск подошла к месту аварии, боевики выстрелили по трубопроводу из гранатомета, и БТР, как спичечный коробок, почти мгновенно воспламенился от вытекающего из труб горючего. Учитывая тот факт, что давление в трубопроводе превышало 4,0 МПа, достаточно было прострелить трубу и поджечь горючее, струя которого сразу перекрывала весь участок автомобильной дороги. Движение становилось невозможным, и душманы безнаказанно расстреливали автомобильные колонны. В том бою моджахеды сожгли еще две автоцистерны, принадлежащие афганской армии.
Трубы повреждались не только с целью вывода из строя всей линии трубопровода, но и для воровства горючего местным населением. Способы воровства горючего из трубопровода были разнообразны. Трубы пробивались мотыгами, кирками или топорами, а с помощью ручных дрелей проделывались небольшие отверстия.
Надо отметить, что со временем у них появился богатый опыт в этом деле, и отверстия в трубе стали более аккуратными. Ведь из отверстия диаметром до 5 мм намного легче набрать вытекающее под давлением горючее в канистру, чем из пробоины, сделанной с помощью мотыги. На отверстие накладывался резиновый шланг со жгутом, который затягивался на трубе. После заполнения своей тары афганцы забивали в пробоину деревянный чопик, тем самым не допуская лишних проливов горючего. Такие неисправности в период патрулирования трассы трубопровода на БТР были незаметны, и мы определяли их либо по запаху либо при пешем обходе, зная наиболее укромные места. Афганцы вели за нами постоянное наблюдение, поэтому вовремя могли скрыться от нас в зеленой зоне, бросив свои канистры со шлангами, которые мы конфисковывали, но эти меры не останавливали их и они приходили вновь.
Иногда трубопроводы приходилось прокладывать даже рядом с чайханой (фото из статьи «УРОКИ АФГАНИСТАНА»).
В километре от гарнизона второй насосной станции находилась чайхана с небольшой автомобильной стоянкой. Лежавший рядом трубопровод вызывал у злоумышленников великий соблазн поживиться горючим. Под покровом ночи они пробивали трубы и делали с помощью шлангов разветвленную сеть заправки своих автомобилей. Горючее заливали в баки машин и автоцистерны. Мы караулили их, однако поймать кого-нибудь с поличным так и не удалось.
Были случаи, чего греха таить, иногда мы простреливали колеса стоявших под заправкой автомобилей. Но рано утром машины даже на спущенных колесах разъезжались. Все беседы с хозяином чайханы о недопустимости воровства топлива из военного трубопровода положительных результатов не давали, и через 3-5 дней все повторялось опять.»
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОРДЕН: «Весной 1984 года командование приняло решение о прокладке второй линии ПМТП-100 через перевал Саланг для подачи по нему дизельного топлива на армейский склад горючего в Баграме. Впоследствии по новой линии нам приходилось перекачивать не только дизельное топливо, но и авиакеросин, причем по двум линиям одновременно. Это было связано с большим расходом керосина армейской авиацией.
За месяц до начала строительства нам дали команду подготовить места в районах дислокации гарнизонов для вторых насосных установок. Задача была не из легких, особенно в горной местности. Приходилось выкорчевывать огромные валуны из скальных пород с помощью лебедок, ломать и переносить на другое место жилые постройки. Сроки были отведены довольно жесткие, даже после монтажа насосных установок нам еще долго приходилось строить жилье и оборудовать укрытия для ПНУ.
Основные монтажные работы на линейной части выполняла специально созданная команда ручного монтажа из 15 человек. В период развертывания трубопровода его постоянно охраняли два БТР с экипажами и десантом из 2-3 человек. Вторая 184-километровая линия трубопровода ПМТП-100 от Пули-Хумри до Баграма (через перевал Саланг) была проложена и запущена в эксплуатацию всего за месяц.
В сентябре 1984 года началась подготовка к замене одной линии ПМТП-100 протяженностью 150 км от Хайратона до Пули-Хумри на трубопровод ПМТП-150. Были сформированы команды ручного монтажа (всего 75 человек), в распоряжении которых находилось 15 трубовозов.
Ноябрь85 / КП 276ТПБр / Вручение ордена Красной Звезды ст.лейтенанту Д.И.Мельникову (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»).
Первые четыре дня мы занимались демонтажем ПМТП-100, а затем развертыванием двух линий ПМТП-150 общей протяженностью около 10 км от р. Амударьи до склада горючего в Хайратоне. Замена трубопровода была вызвана подтеканием перекачиваемого горючего в местах соединений труб. Этот участок трубопровода проходил по пустыне и постоянно находился под воздействием высокой температуры, в результате чего резиновые уплотнительные кольца быстро теряли свои эксплуатационные качества.
Средний темп монтажа 150 км трассы трубопровода составлял около 8 км/сут. В зависимости от рельефа местности и наличия препятствий монтировалось от 3 до 11 км трубопровода ежедневно.
Смонтированные участки заполнялись дизельным топливом. Несмотря на то, что гидравлические испытания не проводились, на всей 150-километровой трассе не было зафиксировано ни одной утечки, связанной с некачественной сборкой трубопровода. 5 ноября 1984 года горючее стало поступать на армейский склад в Пули-Хумри. За успешное выполнение данной задачи меня наградили орденом Красной Звезды.
В воспоминаниях об Афганистане я затронул лишь несколько эпизодов своей службы, но из них складывалась повседневная жизнь воинов -трубопроводчиков, начиная от солдата и заканчивая командиром трубопроводной бригады. Служба в Афганистане была трудной и опасной, именно в эти годы я получил бесценный боевой опыт. Позднее мне довелось командовать трубопроводной ротой при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Но это, как говорят, уже совсем другая история...»
С 1985 года, когда завершилось развитие линий полевых магистральных трубопроводов, обрела законченный вид схема транспортировки горючего войскам.
Иллюстрация из книги «Трубопроводным войскам 50 лет».
На Кабульском направлении нефтепродукты подавались от нефтеперерабатывающих заводов СССР железнодорожным транспортом на окружной склад горючего ТуркВО в районе Термеза.
Затем по трем линиям (автобензин, авиакеросин, дизтопливо) полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 через реку Амударья на отделение склада горючего в Хайратоне.
Отсюда нефтепродукты транспортировались по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 до Пули-Хумри, а далее - по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-100 до Баграма. К трубопроводам были подключены склады горючего (отделения складов).
Кроме того, своеобразными мини-складами горючего были промежуточные резервуарные группы (ПРГ), являвшиеся элементами технологических схем трубопроводов. При выходе из строя трубопровода из-за диверсии или аварии на участке ответственности одной из эксплуатационных рот бригады, они позволяли вести перекачку на других ротных участках без остановки (прием горючего из линии трубопровода в порожние резервуары ПРГ перед поврежденным участком - выдачу горючего из заполненных резервуаров ПРГ в линию трубопровода после поврежденного участка).
На складах горючего и некоторых ПРГ осуществлялась выдача нефтепродуктов в наливной транспорт автомобильных батальонов подвоза горючего (для доставки на дальние от трубопровода расстояния) и воинских частей, расположенных в районе прокладки трубопровода.
Период 1987-1989гг. ознаменовался подготовкой к Выводу 40-й армии из Афганистана. В связи с этим кратно возросло внутриполитическое напряжение в стране. Трасса трубопровода в первую очередь ощутила на себе все усиление этого напряжения.
Два направления в работе трубопровода сразу потребовали серьезного внимания и были выделены как главные - это совершенствование диспетчерской службы и защита гарнизонов. Причем нужно было не просто улучшить эти направления, а кардинально поднять на уровень, отвечающий изменившейся обстановке.
«Сложно писать самому воспоминания об Афганистане. Интересными для чтения не напишешь - надо иметь склонность к этому. Интересными для анализа и оценки коллегами и специалистами - трудно разложить по «полочкам» весь материал, выделить наиболее важное, существенное. Ведь каждого читателя интересует что-то свое, связующее его лично с этой темой. К тому же, обобщенный материал за Афганистан изложен достаточно хорошо в историческом очерке «Трубопроводным войскам 50 лет». Учитывая это, перед собой ставлю задачу в настоящих воспоминаниях дать новый информационный материал.