Всесоюзная Книга памяти




История СССР
страницы воинской доблести
«Афганский опыт»
ИСТОРИЯ в/ч п.п. 38021
( 14-й Отдельный Трубопроводный Батальон -
- 276-я Трубопроводная Бригада )

Самым серьезным экзаменом для трубопроводных войск стала служба в Афганистане. Советские соединения, части и подразделения были рассредоточены тогда практически на всей территории страны, площадь которой почти в два раза больше площади Франции.

Ограниченному контингенту войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс.тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось почти 70%.

Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода повышенной производительности (ПМТП) для подачи горючего войскам.

В конце января 1980 года были развернуты три линии ПМТП-150 (по 15 км каждая) через реку Амурдарья от перевалочной базы горючего ТуркВО (10 км восточнее г.Термез, СССР, впоследствии - окружной склад горючего) до отделения склада горючего198? / Личный состав отделения склада горючего в Хайратоне (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет») (1 км южнее г.Хайратон, ДРА), вошедшего в состав перевалочной базы.

Для прокладки этих трех линий и дальнейшей эксплуатации "перевалки" был сформирован отдельный трубопроводный взвод (в 1984 году это подразделение было преобразовано в 95 отдельный трубопроводный взвод, а в 1987 году вошло в состав 276 трубопроводной бригады).

Вспоминает участник тех событий бывший первый заместитель начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны генерал-майор К.Г.Шеин (исторический очерк «Трубопроводным войскам 50 лет»):

«2 января 1980 г. начальник ЦУРТГ МО генерал-полковник В.В.Никитин приказал начальнику оперативной группы подобрать двух-трех офицеров-трубопроводчиков, имеющих опыт эксплуатации полевых магистральных трубопроводов в горах. Выбор пал на начальника штаба 95 тпбр подполковника Г.И.Хомуськова и командира батальона майора Б.Р.Каграманьяна. Их вызвали в управление на 4 января. При передаче телефонограммы вместо фамилии "Каграманьян" ошибочно назвали "Шиян", а дежурный по 95 тпбр уточнил, зная офицеров бригады - "Шеин".

Во второй половине апреля 1980 года начались работы по разведке и подготовке к прокладке трубопровода по территории Афганистана. Строительство первой линии магистрали трубопровода ПМТП-150 для обеспечения подачи авиационного керосина от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (Бригады Материального Обеспечения, 10 км южнее г.Пули-Хумри) протяженностью 254 км началось 24 мая, а закочилось 2 июня.

Строительство, а затем эксплуатация трубопровода осуществлялись силами 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона (войсковая часть полевая почта 38021), переведенного из ГСВГ.

Вспоминает участник тех событий командир 276ТПБр (1985-1987) полковник Б.Р.Каграманьян (исторический очерк «Трубопроводным войскам 50 лет»):

«Война в Афганистане продолжалась, требовалось все больше и больше горючего. От расположенного в Хайратоне склада горючее доставлялось частям и подразделениям Ограниченного контингента советских войск в основном автомобильным транспортом, который едва справлялся с удовлетворением текущих потребностей, не говоря уже о создании каких-либо запасов. В связи с этим было принято решение о прокладке полевого магистрального трубопровода от Хайратона до Пули-Хумри.

Заполнение трубопровода началось на третий день монтажных работ (26 мая) и заняло 12 суток. 9 июня первое горючее поступило на склад БрМО.

При оборудовании гарнизонов насосных станций (ГНС), пунктов управления (ПУ) эксплуатационных рот и командного пункта (КП) батальона основное внимание уделялось защите личного состава от возможных нападений вооруженной оппозиции.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Сергей Агеев:

«Моя служба в Советской Армии началась весной 1980 года. 16-го апреля в составе молодого пополнения прибыл в Группу Советских Войск в Германии, в войсковую часть полевая почта 65515 – 14-й Отличный отдельный трубопроводный батальон 7-й бригады, в город Фюрстенвальде-на-Шпрее. Часть размещалась в военном городке там, где в годы Второй Мировой квартировала одна из частей гитлеровской танковой дивизии "Мёртвая голова".

ПМТП в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. Более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь, а потери горючего по трубопроводу составляли всего 3-5%.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик Александр Никишин:

«В ряды Вооруженных Сил меня призвали 10 мая 1980 года. Служба началась в Горьковской области, в учебном трубопроводном батальоне службы горючего, где за полгода мы, новобранцы, должны были стать классными специалистами. Мне повезло, нашему призыву довелось испытывать новый полевой магистральный трубопровод большой производительности ПМТБ-200. Опыт прокладки трубопровода и устранения неисправностей позже пригодился во время дальнейшей службы в Афганистане.

[подробное повествование об "афганском" периоде деятельности батальона в разделе =14-й Отдельный ТПБ=]

Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри (фото из архива И.Фадеева, 14ОТПБ).

Фотоальбом И.Фадеева

Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри (фото из архива А.Никишина, 14ОТПБ).

Фотоальбом А.Никишина

Декабрь81 / Прокладка ПМТП-100 Хайратон - Пули-Хумри (фото из архива И.Фадеева, 14ОТПБ).

Фотоальбом И.Фадеева

С активизацией военных действий и увеличением потребления горючего в декабре 1981 года в направлении Хайратон - Пули-Хумри была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100 для обеспечения подачи дизельного топлива.

Боевая обстановка требовала наращивания трубопровода через перевал Саланг в район Баграма для снабжения авиационным топливом крупного аэродромного узла. Это, в свою очередь, предполагало проведение реорганизационных мероприятий.

В соответствии с Директивой Генерального Штаба (№314/8/0547 от 30.07.1982г.) в августе 1982 года на базе 14-го Отдельного Трубопроводного Батальона началось формирование 276-й Трубопроводной Бригады из трех отдельных трубопроводных батальонов (шесть эксплуатационных рот) общей штатной численностью 898 человек с дислокацией управления в Килагайской долине близ г.Пули-Хумри. Первым комбригом стал полковник В.И.МемехПолковник трубопроводных войск Владимир Ильич Мемех (фото из книги «Трубопроводным войскам 50 лет»).
Выпускник УВТУ 1961 года, нач-к отдела склада горючего, ком.линейной роты, нач.штаба отпб;
1970-1973: комбат 1461 отпб, г.Смела, КВО;
1973-1976: комбат 9 отпб 7 тпбр, ГСВГ;
1976-1982: зам.комбрига 7 тпбр, ГСВГ;
1982-1984: комбриг 276 тпбр, ДРА;
1984-....: нач-к склада горючего БВО, зам.нач-ка, нач-к службы горючего БВО.
.

Для укомплектования командного состава бригады в Афганистан направлялись офицеры из разных военных округов. Пополнение солдатами и сержантами велось за счет частей 40-й армии. Обучение шло непосредственно на трассе развертываемого трубопровода в сложных природно-климатических условиях под угрозой вооруженного воздействия.

Линия трубопровода ПМТП-100 от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего (район г.Баграм) протяженностью 184 км была развернута за 12 суток. Первый авиакеросин подан в хранилище 28 августа 1982 года. Эта дата считается Днем рождения 276 трубопроводной бригады.

[повествование о рождении бригады в разделе =КП бригады=]

Вспоминает участник тех событий полковник трубопроводных войск В.В.Михайлов (пресс-служба ГУ МЧС России по Ульяновской области):

«В Афганистане мне довелось командовать трубопроводной ротой с апреля 1982 по май 1984 года. Трубопроводная часть, в которой служил я, в июне 1980 года развернула трубопровод от склада горючего в городе Хайратон до склада горючего в городе Пули-Хумри протяженностью 254 км, а в сентябре 1982 года – от Пули-Хумри до города Баграм протяженностью 184 км.

В мае 1984 года от склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) до отделения склада горючего (район г.Баграм) была проложена вторая линия трубопровода ПМТП-100, что позволило организовать практически бесперебойное одновременное снабжение войск 40-й армии авиационным керосином и дизельным топливом.

В течение августа-сентября 1984 года на участке от отделения окружного склада горючего ТуркВО (1 км южнее г.Хайратон) до склада горючего БрМО (10 км южнее г.Пули-Хумри) была произведена замена линии трубопровода ПМТП-100 на трубопровод ПМТП-150.

Вспоминает участник тех событий полковник трубопроводных войск Д.И.Мельников (журнал «Трубопроводный транспорт нефти»: статья «УРОКИ АФГАНИСТАНА»):

«В 1982 году я закончил Ульяновское высшее военно-техническое училище и после года службы командиром взвода учебного трубопроводного батальона подал рапорт о направлении меня в Афганистан. В октябре 1983 года прибыл в Кабул и сразу столкнулся с суровой афганской действительностью.

Вспоминает участник тех событий бывший воин-трубопроводчик поэт Сергей Багланский:

«Янтарно-жёлтые барханы, сомлев под солнечным огнём,

Словно могильные курганы, дремали мирно день за днём,

Покуда не настало время. Но в лето нить оборвалась,

Покорности низвергнув бремя, пустыня гневом налилась.

С 1985 года, когда завершилось развитие линий полевых магистральных трубопроводов, обрела законченный вид схема транспортировки горючего войскам.

Иллюстрация из книги «Трубопроводным войскам 50 лет».

На Кабульском направлении нефтепродукты подавались от нефтеперерабатывающих заводов СССР железнодорожным транспортом на окружной склад горючего ТуркВО в районе Термеза.

Затем по трем линиям (автобензин, авиакеросин, дизтопливо) полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 через реку Амударья на отделение склада горючего в Хайратоне.

Отсюда нефтепродукты транспортировались по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-150 до Пули-Хумри, а далее - по двум линиям полевого магистрального трубопровода ПМТП-100 до Баграма. К трубопроводам были подключены склады горючего (отделения складов).

Кроме того, своеобразными мини-складами горючего были промежуточные резервуарные группы (ПРГ), являвшиеся элементами технологических схем трубопроводов. При выходе из строя трубопровода из-за диверсии или аварии на участке ответственности одной из эксплуатационных рот бригады, они позволяли вести перекачку на других ротных участках без остановки (прием горючего из линии трубопровода в порожние резервуары ПРГ перед поврежденным участком - выдачу горючего из заполненных резервуаров ПРГ в линию трубопровода после поврежденного участка).

На складах горючего и некоторых ПРГ осуществлялась выдача нефтепродуктов в наливной транспорт автомобильных батальонов подвоза горючего (для доставки на дальние от трубопровода расстояния) и воинских частей, расположенных в районе прокладки трубопровода.

.............................................................................................................

.............................................................................................................

Период 1987-1989гг. ознаменовался подготовкой к Выводу 40-й армии из Афганистана. В связи с этим кратно возросло внутриполитическое напряжение в стране. Трасса трубопровода в первую очередь ощутила на себе все усиление этого напряжения.

Два направления в работе трубопровода сразу потребовали серьезного внимания и были выделены как главные - это совершенствование диспетчерской службы и защита гарнизонов. Причем нужно было не просто улучшить эти направления, а кардинально поднять на уровень, отвечающий изменившейся обстановке.

Вспоминает участник тех событий "последний трубопроводный комбриг" полковник С.Н.Коваленко (монография «Служба горючего в афганской войне»):

«Сложно писать самому воспоминания об Афганистане. Интересными для чтения не напишешь - надо иметь склонность к этому. Интересными для анализа и оценки коллегами и специалистами - трудно разложить по «полочкам» весь материал, выделить наиболее важное, существенное. Ведь каждого читателя интересует что-то свое, связующее его лично с этой темой. К тому же, обобщенный материал за Афганистан изложен достаточно хорошо в историческом очерке «Трубопроводным войскам 50 лет». Учитывая это, перед собой ставлю задачу в настоящих воспоминаниях дать новый информационный материал.

Читать далее...»


Подняться на верх страницы


СССР 1922-1991