репортаж был опубликован в газете "Фрунзевец" осенью 1985 года - прим.админа.
***************
Трасса, ведущая на перевал Саланг, здесь делает крутой поворот. Внизу бурлит горная река Вуланг. Именно в этом месте душманы устроили засаду, подожгли, используя гранатометы, больше десятка афганских топливно-наливных машин, взорвали полевой магистральный трубопровод.
Когда мы прибыли сюда, еще дымились остовы мощных «Татр» с 20-тонными автоцистернами - немые свидетели варварского злодеяния душманов. Нависшие над дорогой скалы были обожжены огнем на большую высоту.
...Сигнал тревоги поступил со сторожевого поста, расположенного в районе кишлака Калатак, под вечер. «Слышны на дороге взрывы, видим зарево пожара», - доложил наблюдатель. Командир трубопроводного батальона кавалер ордена Красной Звезды майор А.Григорьев поднял по тревоге патрульно-аварийную команду, распорядился остановить перекачку топлива.
В считанные минуты группа воинов-трубопроводчиков во главе со старшими лейтенантами В.Романовым и С.Фисенко была в сборе. Оружие, запасные трубы, огнетушители, заглушки, лопаты - все было наготове. Комбат отдал необходимые распоряжения, и бронетранспортеры рванулись с места. Одновременно с другого участка трассы к месту диверсии двигались мотострелки группы прикрытия.
Рассказывает старший лейтенант В.Романов (и.о.ком.роты - прим.админа), награжденный орденом Красной звезды и медалью «За отвагу»:
- Еще издали мы увидели, как рвались раскаленные до красна цистерны "наливников", бензобаки, как били фонтаны керосина из пробитого в нескольких местах трубопровода. Душманы, отстреливаясь, скрылись в горах. Мы бросились спасать афганских водителей. К сожалению, спасти удалось лишь нескольких... Затем стали тушить очаги пожара, отсекать его от трубопровода. В ход пошли лопаты, кирки, огнетушители. Старший сержант Вячеслав Макаренко, рядовые Сергей Орлов, Владимир Сазоненко, Александр Никитин, Владимир Сасаев (Вадим СасаевКнига памяти 38021 - прим.админа) действовали самоотверженно и четко.
Рассказывает политработник старший лейтенант С.Фисенко (зам.ком.роты по ПЧ - прим.админа):
- Мне особенно хотелось бы отметить мужество рядового Куралбека Оразбекова. Буквально накануне мы приняли его кандидатом в члены КПСС. И здесь, в опасной ситуации, еще раз убедились, что он достоин высокого звания коммуниста. Когда на рядовом С.Орлове вспыхнула пропитавшаяся керосином спецодежда, он, несмотря на риск, бросился на выручку товарищу, сбил своим телом пламя.
Несколько часов продолжалась трудная схватка с огнем. На самых опасных участках действовали офицеры - старшие лейтенанты В.Романов и С.Фисенко, лейтенант Петрыкин (ком.трубопр.взвода - испр.фамилия - прим.админа). Вскоре к ним присоединился майор А.Григорьев, прибывший с резервной группой.
Очаг огня блокировали со всех сторон. Густой дым, жаркое пламя мешали подойти к горящим машинам. Их сбрасывали в обрыв машиной разграждения. Трубопроводчики метр за метром отвоевывали дорогу и трубопровод у бушующего огня.
Пока одна группа сражалась с огнем, другая - во главе со старшим лейтенантом Г.Ланцевым - расстыковывала трубы, устанавливала задвижки, монтировала новые звенья. За минимальное время воины-трубопроводчики ликвидировали повреждения, заново уложили 150 шестиметровых труб.
Вскоре вновь заработала перекачивающая насосная станция, по трубопроводу потекло топливо, и только сожженные остовы машин да черные опаленные скалы говорили о том, что здесь бушевал огонь, что здесь отбита еще одна злодейская вылазка контрреволюции против афганского народа.
*****************************
Из радиоинтервью участника тех событий писателя А.А.Проханова (личная страница «Вконтакте» - фотографии "с той стороны Саланга" из фотоархива А.А.Проханова предоставлены комбатом-3 177-го МСП полковником В.Д.Глушко):
Достигнув наивысшей отметки в тоннеле Саланга (~3400 метров над уровнем моря), казалось, теперь горючка "покатится" до самого Баграма (~1500 м), если бы...
спустившись вниз трубопровод не пошел вдоль Чарикарской "зеленки"Провинция Парван / Чарикарская "зеленка" (изображение из сети интернет), снискавшей за предыдущий период войны печальную известность.
Пункт управления 2-й эксплуатационной ротой 3-го отдельного трубопроводного батальона (ПУ 2ЭР 3ТПБ) вполне мог расположиться где-нибудь возле конечных Баграмских хранилищ топлива, а 45-й гарнизон насосных станций стать обычным рядовым ГНС. Но...
сложная боевая обстановка провинции Парван требовала создания промежуточной резервуарной группы (ПРГ) для приема и временного хранения "катящегося" с гор авиакеросина на время устранения последствий предполагаемых многочисленных диверсий.
Из воспоминаний участника тех событий руководителя советнической группы при командовании царандоя (милиции) провинции Парван (1982-1983) полковника В.Ф.Быкова (документальный очерк «Под Баграмом»):
«В начале октября 1981 года составом группы работников системы МВД СССР я прибыл самолётом в Кабул. Спустя месяц после прилета был командирован в город Газни...
В феврале 1982 года получил назначение руководителем советнической группы МВД СССРОфицеры группы «Кобальт» и советники (В.Ф.Быков - в центре) (фото из очерка «Под Баграмом») (где проработал 20 месяцев) провинции Парван. Она расположена севернее Кабула, её центр — город Чарикар стоит у автотрассы, ведущей от Советской границы до столицы ДРА. Область известна многим советским военным крупнейшей в Афганистане авиабазой Баграм, высокогорным перевалом Саланг, а также Панджшерским ущельем.
Важное стратегическое положение провинции, наличие сильного, хорошо организованного активного партизанского движения обусловили присутствие здесь значительных советских сил: штаба мотострелковой дивизии, подразделений двух её полков, отдельного парашютно-десантного и сапёрного полков, батальона охраны Баграмской авиабазы, авиационных частей, обслуживающих их подразделений.
Афганские вооружённые силы, кроме частей ВВС и ПВО, были представлены пехотным полком, дислоцировавшемся в уездном центре Джабаль-ус-Сарадж, и расположенным в Чарикаре оперативным батальономЧарикар. Въезд на территорию царандоя (фото из очерка «Под Баграмом») главного управления защиты революции (ГУЗР) МВД ДРА (ГУЗР — что-то вроде главного управления внутренних войск МВД).
Военно-политическая обстановка здесь постоянно была напряжённой, опасной, а иногда просто драматичной. Мятежники регулярно нападали на колонны автомашин, обстреливали их, захватывали грузы, людей. В районе перевала Саланг иногда полностью уничтожали целые автоколонны. Широко практиковалось ими минирование дорог, обстрелы из миномётов, безоткатных орудий населённых пунктов, контролируемых правительством, массированные нападения на объекты правительственных сил. Особенно часто штурмовался расположенный вне авиагарнизона центр уезда Баграм, постоянно донимался методичными миномётными обстрелами провинциальный центр ЧарикарВъезд в Чарикар со стороны Кабула (фото из очерка «Под Баграмом»). Территория провинции, в мою бытность там, неоднократно становилась полем масштабных боевых действий, проводившихся советскими войсками при участии афганских сил.
Действительно, ландшафт там неповторимый: на высоте около 1500 метров над уровнем моря равнинный участок почти круглой формы, километров пятьдесят диаметром, вокруг высокие горы до пяти тысяч метров со снежными вершинами. Впечатление такое, что находишься на дне глубокой миски. Равнину обычно называли зелёной зоной — сплошные поля, сады, виноградники, полив которых осуществлялся из каналов и арыков, питаемых горными реками. Зимой горы сплошь покрыты снегом, некоторое время (январь — февраль) он лежит и на равнине. Потом граница снежного покрова постепенно поднимается вверх по склонам гор. Ранней весной равнина и пологие склоны подножия гор покрываются нежно-зелёным покровом, расцветает множество диких тюльпанчиков. Дней через десять жаркое солнце всё сжигает, и там, где нет орошения, остаётся до следующей весны иссушенная солнцем каменистая земля без какой-либо растительности. Поближе к горам и ущельям, по каким-то своим законам постоянно дует ветер, с воем несёт песок, как у нас зимой снежную позёмку. Как ни конопать щели окон — за день везде слой мельчайшей пыли.
Знаменитый перевал СалангПеревал Саланг — снимок на почтовой открытке (фото из очерка «Под Баграмом») проходит по хребтам Гиндукуша на высоте 3600 метров у северной границы провинции Парван (Гиндукуш переводится «губящий индийца» - согласно преданиям, такое название горы получили из-за гибели в снежном высокогорье индийских купцов, возвращавшихся из Самарканда). Самая верхняя точка перевала Саланг — тоннель длиной более 2500 метров, пробитый сквозь горный хребет. Построен он в 1950–60-е годы с помощью Советского Союза и позволил круглый год ездить через перевал, который раньше три четвёртых года был непроходимым.
Преодоление и эксплуатация столь высокогорного перевала дело непростое. Нередки были случаи, когда автомашины сваливались в пропасть, или на нижний виток дорожного серпантина, либо машина с отказавшим мотором или тормозами катилась по дороге вниз, сталкиваясь с идущим вслед транспортом. Иногда перевал накрывали огромные снежные лавины, снося мосты, разрушая и покрывая многометровым слоем снега значительные участки дорожного полотна. Во время войны перевал эксплуатировался с огромными перегрузками. Специальная служба следила за техническим состоянием дороги на перевале, вела ремонтно-восстановительные работы, следила за режимом движения, обеспечивающим вентиляцию (проветривание) тоннеля.
Зелёная зона, как и горные ущелья, в основном контролировалась мятежниками, они же распоряжались примерно в половине уездных центров, другую их часть с примыкающими кишлаками контролировало правительство. Окопы и землянки мятежников располагались буквально в 100–200 метрах от границы провинциального центра со стороны зелёной зоны. У городской черты, в том числе напротив позиций мятежников, в глинобитных усадьбах — крепостях с высокими дуваламиТипичная афганская усадьба-крепость (фото из очерка «Под Баграмом») (стенами) находились посты царандоя. Вдоль Кабульской автотрассы километров через пять дислоцировались советские посты силой около взвода каждый, кое-где с орудиями и танками.
Интересен уездный центр Джабаль-ус-СараджВид города Джабаль-ус-Сарадж (фото из очерка «Под Баграмом»). Раскинулся он у подножия высоких гор, от него начинается подъём по автотрассе до перевала Саланг. Селение очень живописное. В нём располагалась летняя резиденция короля Афганистана. Её постройки, сад, омываемый текущими с гор ручьями, сохранялись властями. В Джабаль-ус-Сарадже имелась ткацкая фабрика (изготовляла ткань типа мешковины, только белую), действовала небольшая гидроэлектростанция.
В Чарикаре работала фабрика по производству кишмиша (изюма). Известен он и таким промыслом как изготовление ножей. Делают их с выбрасывающимися, фиксирующимися лезвиями, обычные карманные ножи различных видов, размеров. На лезвия путём травления наносятся надписи типа «Как не зазнавайся, всё равно попадёшь на нож». В Чарикаре так же была маломощная ГЭСГидроэлектростанция в Чарикаре (фото из очерка «Под Баграмом»).
Центр уезда Баграм — поселение чисто военного назначения. Баграмский аэродром, весь авиагарнизон охраняло афганское воинское подразделение и советский батальон охраны...» [свернуть воспоминания]
Удобное место под ПРГ1987 / Провинция Парван / Таджикан - пригород Джабаль- / ПУ 2роты 3ТПБ 43(47)ГНС / Район ПРГ нашлось у подножия перевала близ поселения Таджикан1987 / Провинция Парван / Таджикан - пригород Джабаль- / Место дислокации ПУ 2роты 3ТПБ 43(47)ГНС - северного пригорода уездного центра Джабаль-ус-Сирадж. Вследствие этого ПУ 2ЭР 3ТПБ (позывной "Буксир") разместился здесь.
88-километровый участок эксплуатационной ответственности роты начинался Южным порталом тоннеля, оканчивался крайней точкой перекачки - отделением склада горючего военного аэродрома Баграм (фрагмент армейской карты). Таким образом, от личного состава подразделения зависел итог работы всей бригады - 450-километровой стальной "артерии жизни".
Первым командиром роты трудной поры становления стал капитан А.В.Макеев.
Местные приняли трубопровод недружелюбно. Основная деятельность оппозиции при его прокладке-заполнении происходила ночами. Различными способами повреждалось до ста труб. После достижения магистралью рабочего режима, враждебность перекинулась на трубачей.