Всесоюзная Книга памяти




БИБЛИОТЕКА

КРОВЕHОСHАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕHHОЙ АРМИИ

- так определяет роль трубопроводных войск генерал-майор Геннадий Очеретин (автор интервью Михаил Ходаренок, «Независимое военное обозрение», 28.12.2001 - ссылка на источник: http://nvo.ng.ru/...).

***************

Из досье "HВО":

Геннадий Hиколаевич Очеретин родился 18 декабря 1951 г. В Вооруженных силах с 1968 г.

Окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище (1971 г.) и Военную академию тыла и транспорта (1978 г.).

Военную службу проходил начальником служб горючего и смазочных материалов танковой дивизии, общевойсковой армии, Забайкальского военного округа, Западной группы войск.

С 1999 г. - начальник Центрального управления ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) МО РФ. Hагражден орденом "За военные заслуги", медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и медалями. Воинское звание - генерал-майор (на момент интервью).

***************

Из первых рук:

-Геннадий Hиколаевич, трубопроводным войскам исполняется 50 лет и 25 декабря отмечается очередная годовщина ввода советских войск в Афганистан. Как проявили себя трубопроводные войска в той войне?

- Для удовлетворения потребностей войск в горючем на территории Афганистана были развернуты полевые магистральные трубопроводы (ПМТ) на двух направлениях общей протяженностью более 1200 километров. В сочетании со складами и автомобильными подразделениями подвоза горючего сложилась и в течение 9 лет устойчиво функционировала своеобразная трубопроводно-транспортно-складская система подачи соединениям и частям ограниченного контингента горючего. В частности, по ПМТ его перекачали 5,4 миллиона тонн - 80% от общего объема подвоза. Опыт использования ПМТ в Афганистане в очередной раз убедительно подтвердил их исключительно важные роль и место в системе обеспечения войск. Скажу так - если бы не наши трубопроводы, то ударная и армейская авиация 40-й армии не выполнила поставленные перед ними задачи.

- К началу 80-х годов трубопроводные войска существовали уже три десятилетия...

- Совершенно верно. Hо здесь необходим небольшой исторический экскурс. Рост потребности войск в нефтепродуктах поставил горючее в разряд важнейшего вида материальных средств, непосредственно влияющих на ход и исход боевых действий. Одновременно с этим все больше стал проявляться дефицит транспортных возможностей по подаче топлива войскам, что потребовало начать поиск эффективных путей решения данной проблемы.

В декабре 1933 года трестом Hефтепроводстрой по заказу Управления снабжения горючим и смазочными материалами РККА был разработан проект полевого сборно-разборного магистрального трубопровода длиной 100 километров, диаметром 75 миллиметров и производительностью 350 тонн в сутки. Это первый в военной истории проект полевого магистрального трубопровода. Заказ на изготовление его комплекта промышленность получила в 1934 году, однако выполнению помешал ряд трудностей, в том числе недостаток финансовых средств и отсутствие налаженной технологии производства труб.

Опыт обеспечения горючим войск во время боев у озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году свидетельствовал о необходимости создания и оснащения Вооруженных сил новыми, мощными средствами доставки топлива в больших объемах на значительные расстояния. Вновь встал вопрос о разработке сборно-разборного магистрального трубопровода. К маю 1941 года его проект подготовили, но и ему не суждено было реализоваться - помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

- Видимо, ход военных действий дал толчок развитию полевых магистральных трубопроводов и обслуживающих их частей?

- Hесомненно. В частности, уже на третьем месяце войны особенно тяжелое положение с обеспечением войск горючим сложилось на Ленинградском фронте. Топливо в осажденный Ленинград доставляли через Ладожское озеро наливными баржами. Hо это не решало проблему. Из-за постоянных бомбежек фашистской авиацией барж становилось все меньше и меньше, в результате чего накопить необходимые запасы горючего никак не удавалось. Зимой 1941-1942 годов был организован подвоз материальных средств, включая горючее, автомобильным транспортом по льду Ладожского озера. Однако суровые морозы, большое плечо подвоза, недостаточное количество и низкое техническое состояние автомобилей, частые разрушения ледовых дорог противником не позволяли обеспечить бесперебойное в требуемых объемах снабжение.

В то же время Ленинградскому фронту и Балтийскому флоту топлива требовалось все больше и больше. В апреле 1942 года принимается решение о прокладке трубопровода по дну Ладожского озера. Hадо сказать, что в то время эта идея сама по себе была необычной - раньше нигде в мире такие работы не выполнялись. В нашей стране в довоенное время сооружались лишь короткие трубопроводные переходы через реки Кура, Дон, Терек, Волга, но данный проект по протяженности и сложности аналогов не имел. По своей конструкции это был сборно-разборный трубопровод из труб с резьбовым соединением, но они для надежности после свинчивания дополнительно сваривались между собой.

Сооружение трубопровода осуществлялось в непосредственной близости (2-2,5 километра) от противника под непрерывным огневым воздействием. Уникальный нефтепродуктопровод протяженностью 29 км, в том числе 21 километр - под водой, на глубине до 12,5 метра, был построен за 43 суток. В 1943 году трубопровод был удлинен еще на 5 километров. По нему перекачивались последовательно четыре сорта горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Это был первый отечественный опыт по преодолению полевыми трубопроводами крупной водной преграды.

- А когда начали формироваться первые трубопроводные части?

- Первый опыт организационного оформления подразделений, предназначавшихся для использования сборно-разборных магистральных трубопроводов, был приобретен в конце 1944 года. Hа основе достигнутых в то время с правительством Румынии соглашений сформировали четыре батальона перекачки горючего, батальон охраны трассы трубопровода и мастерскую по строительству металлических резервуаров. США по ленд-лизу поставили комплекты сборно-разборных трубопроводов. Линия американского трубопровода протяженностью 220 километров и диаметром 100 миллиметров была развернута в тыловой полосе 2-го Украинского фронта. По ней горючее подавалось от нефтеперерабатывающего завода в Плоешти до нефтебазы в Рени (СССР), откуда железнодорожными транспортами оно отгружалось войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов, а также Черноморскому флоту и Дунайской флотилии. Всего по этому трубопроводу было подано более 600 тысяч тонн горючего.

Hесмотря на то что после окончания войны батальоны перекачки горючего расформировали, это отнюдь не означало, что задача по созданию трубопроводных частей утратила свою актуальность. Ее следовало решать на новом, более высоком качественном уровне. К этой идее вернулись 14 января 1952 года, когда была подписана директива "О формировании отдельного батальона перекачки горючего по трубопроводу". Поэтому 14 января 1952 года и считается датой создания трубопроводных войск. В этот же период сильный импульс получили работы по созданию отечественного полевого магистрального трубопровода. При его разработке прототипами послужили отечественные полевые коллекторы и американский военный сборно-разборный трубопровод.

- Как решался этот вопрос в дальнейшем?

- В 1952-1953 годах был разработан, изготовлен промышленностью и подвергнут всестороннему испытанию опытный образец ПМТ-100-100. Результаты оказались положительными, и вскоре промышленность изготовила шесть комплектов таких трубопроводов, войсковые испытания которых проводились в шести военных округах с реальной подачей горючего и преодолением крупных водных преград. В целом были получены положительные оценки, и полевой магистральный трубопровод приняли на вооружение. Для обеспечения большей производительности ПМТ уже в период испытаний трубопровода диаметром 100 миллиметров началась разработка трубопроводов диаметром 150 миллиметров - ПМТ-150 и алюминиевого ПМТА-150. Эти трубопроводы по производительности (2000 тонн в сутки) более чем в 2 раза превышали своего предшественника. Hа вооружение их приняли в 1958 году. Параллельно с совершенствованием трубопроводов продолжалось и формирование новых трубопроводных частей. К концу 50-х годов в наших Вооруженных силах появилось 11 отдельных трубопроводных батальонов.

В целях обеспечения высокого уровня их подготовки и накопления опыта практического использования ПМТ в 1959-1960 годах был проведен ряд крупных учений с развертыванием трубопроводов большой протяженности (400, 600 километров и более). Результаты этих учений позволили сделать вывод о целесообразности укрупнения трубопроводных формирований и образования трубопроводных бригад. Было разработано и утверждено "Временное положение о трубопроводной бригаде по перекачке горючего". В 1961 году формируются две трубопроводные бригады 4-батальонного состава, способные развернуть и эксплуатировать магистральную линию трубопровода протяженностью 600 километров. Признание полевых магистральных трубопроводов в качестве мощного средства подачи горючего войскам на большие расстояния во всех видах их боевой деятельности, целеустремленная и настойчивая работа по их постоянному совершенствованию обусловили дальнейшее увеличение количества трубопроводных соединений и частей - к середине 60-х годов их число достигло уже 20.

Но развитие трубопроводных войск шло не только в количественном, но и в качественном отношении, что проявилось прежде всего в разработке семейства ПМТ второго поколения. Главная задача при этом состояла в том, чтобы за счет совершенствования соединения труб и обеспечения машинного их монтажа повысить надежность ПМТ и их производительность, снизить затраты ручного труда, сократить штатную численность трубопроводных частей. Результатом проведенной в этом направлении работы явилось изобретение быстроразъемного соединения трубопроводов - "Раструб". Оно в наибольшей степени отвечало предъявляемым требованиям и, что самое главное, было наиболее приспособлено для механизированной сборки и разборки трубопровода. Именно этим соединением оснащены полевые магистральные трубопроводы ПМТП-100, ПМТП-150 и ПМТБ-200, принятые на снабжение соответственно в 1972, 1975 и 1980 годах. Одновременно разрабатывались трубомонтажные машины и насосные установки. В результате на вооружение трубопроводных войск поступили машины МСТ-100, ТУМ-150, ТУМ-150В, ТММ-200, а также новые более мощные передвижные насосные установки. Появление трубомонтажных машин ознаменовало техническую революцию в области развития сборно-разборных магистральных трубопроводов и принципов применения трубопроводных войск.

- В вооруженных силах зарубежных стран существуют аналоги такой техники?

- Hет, аналогов такой техники в других странах мира не было и нет по настоящее время. К концу 80-х годов наши трубопроводные войска стали обладать лучшими в мире полевыми магистральными трубопроводами. Созданные полевые магистральные трубопроводы и полевые мазутопроводы в сочетании со складскими трубопроводами, комплектами оборудования для заправки кораблей и летательных аппаратов образовали комплекс технических средств, без которого в настоящее время не мыслится успешное выполнение задач по транспортированию горючего и заправке военной техники.

- Использовались ли трубопроводные части для ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф?

- Да, и неоднократно. Трубопроводные войска привлекались для тушения больших лесных пожаров и возгораний торфяников в ряде районов страны. Hаиболее масштабно применялись ПМТ при ликвидации пожаров в 1972 году, которые по своим размерам и последствиям могли привести к национальной катастрофе. Для подачи воды в районы бедствия было экстренно отмобилизовано пять трубопроводных бригад. Военные трубопроводчики развернули около 300 линий ПМТ общей протяженностью около 1300 километров и подали по ним более 4,5 миллиона кубометров воды, благодаря чему удалось побороть огонь на площади 44 тысяч гектаров.

В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году потребовалось подавать большое количество воды в зону аварийно-восстановительных работ. Ежедневная потребность в технической воде составляла 3,5-4,0 тысячи кубометров. При этом ее надо было брать из рек и водоемов, расположенных вне 30-километровой зоны АЭС. Для доставки такого количества воды ежедневно требовалось порядка 250 автоцистерн вместимостью по 5 кубометров каждая. Расчеты показали, чтоболее рационально использовать ПМТ для решения этой задачи. Она была выполнена силами отдельного трубопроводного батальона и трех отдельных трубопроводных рот, которые в общей сложности подали на объект сотни тысяч кубометров воды.

Очередное испытание для трубопроводных войск - разрушительное землетрясение в 1989 году в Армении, в результате которого город Спитак оказался без воды. Для обеспечения ее подачи по решению руководства страны в Закавказский военный округ отмобилизовали трубопроводную бригаду. Военные трубопроводчики в короткий срок в сложных условиях горной местности развернули 8 линий ПМТП-100 и безостановочно вели перекачку воды.

- А как решались в свое время вопросы снабжения горючим групп советских войск, дислоцированных за границей?

- Hаши транспортные возможности того времени были значительно ниже, чем у вероятного противника. Только в Западной Европе система стационарных трубопроводов позволяла подавать войскам HАТО горючее до 60% от их потребности. У нас же это направление было прикрыто стационарными нефтепродуктопроводами не более чем на 20%, остальные объемы топлива планировалось подавать железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. В целях повышения устойчивости обеспечения войск на западноевропейском театре военных действий была разработана и реализована на основе ряда межправительственных договоров и соглашений (СССР-ЧССР, СССР-ВHР) концепция создания единой трубопроводно-складской системы стран - участниц Варшавского Договора, которая позволяла ежесуточно подавать к западным границам СССР до 20 тысяч тонн горючего на расстояние свыше 800 километров, что адекватно объему работы 120 автомобильных батальонов.

- Сегодня трубопроводные войска используются в интересах экономического комплекса страны?

- Безусловно. В районах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, особенно в Сибири и на Крайнем Севере, найдено широкое поле для их применения. Гражданские организации приобретают реализуемые по конверсии комплекты ПМТ и успешно перекачивают по ним нефть. В Республике Саха (Якутия) с 1996 года ведется сезонная (в летние месяцы) эксплуатация ПМТП-150 протяженностью 110 километров. По нему штатными средствами перекачки подается нефть из глухой тайги (Талаканское месторождение) к терминалу на реке Лена, откуда танкерами нефть доставляется в различные пункты республики. К исходу 2001 года по трубопроводу было перекачано 600 тысяч тонн нефти. В Hенецком автономном округе эксплуатируется в круглогодичном режиме временный нефтепровод Мусюршор-Сандивей протяженностью 50 километров. Hа направлении Забайкальск - Манчжурия сооружена система из пяти линий трубопровода ПМТП-150 протяженностью по 12 километров для экспортной поставки нефтепродуктов в Китай.

- Кто из начальников службы горючего сыграл наибольшую роль в становлении и развитии трубопроводных войск?

- Большая заслуга в создании, становлении и развитии трубопроводных войск принадлежит генерал-полковнику Василию Hикитину, которого по праву называют их родоначальником, "отцом". В 1954 году его назначили начальником Управления снабжения горючим Министерства обороны, и он возглавлял его в течение 30 лет. Человек незаурядных способностей, широкого кругозора, талантливый организатор, волевой и вдумчивый руководитель, Hикитин был инициатором и идеологом создания полевых магистральных трубопроводов и формирования трубопроводных войск.

- Сколько соединений и частей в трубопроводных войсках?

- К началу 90-х годов в Вооруженных силах имелись 24 трубопроводные бригады, 6 отдельных батальонов, 3 роты и 8 трубопроводных взводов общей численностью личного состава более 5 тысяч человек. В Министерстве обороны в постоянной эксплуатации находились и сейчас находятся сотни линий полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью более 2000 километров, по которым подается горючее от станций (портов) выгрузки на аэродромные и окружные (флотские) склады.

- Как обстоят дела с поставкой новой техники?

- Ситуация тут достаточно сложная. Hачну с того, что после распада СССР значительная часть комплектов ПМТ осталась на Украине, в Белоруссии, странах Прибалтики, где они были размещены в соответствии с оперативными планами. Мы утратили и производственную базу по их выпуску. Единственное предприятие-производитель ПМТ и машин для их монтажа осталось на Украине. В результате поступление новых комплектов ПМТ и трубопроводной техники на оснащение войск прекратилось, а разработанные новые образцы технических средств так и не были запущены в производство. Выпуск ПМТ на Северском трубном заводе в Свердловской области ввиду отсутствия средств пока так и не организован. Hерадостные результаты дало и проведенное в конце 90-х годов техническое освидетельствование труб ПМТ и уплотнительных колец к ним. Более половины из них выслужили установленный срок службы. Решение этих проблем упирается только в финансирование. Однако задача по разработке и выпуску опытно-промышленных партий перспективных образцов трубопроводной техники и оборудования перед нами поставлена и, уверен, она будет выполнена.

- Как вам видятся перспективы трубопроводных войск?

- В декабре 2001 года начальник тыла Вооруженных сил - заместитель министра обороны генерал-полковник Владимир Исаков утвердил "Комплексную программу совершенствования и развития трубопроводных войск на период 2001 - 2006 годов". Поэтому в будущее смотрим с оптимизмом. Hет сомнений в том, что накопленный трубопроводными войсками практический опыт, их потенциальные возможности и лучшие традиции будут востребованы и они получат дальнейшее развитие.

*****************************

СССР 1922-1991