Про службу горючего, трубу и «трубачей»
Афганская война
В БОРЬБЕ С ОГНЕННОЙ СТИХИЕЙ
Летом 2010 года мощные пожары стали настоящим бедствием для Центральной России. Целиком выгорели многие населенные пункты, пострадали промышленные и военные объекты, не обошлось без человеческих жертв. К борьбе с огненной стихией были привлечены колоссальные силы - 166 тысяч человек, более 26 тысяч единиц техники, в том числе 49 воздушных судов. Немалую роль сыграли военные трубопроводчики. О том, какие уроки необходимо извлечь из тех тревожных событий, пишут начальник ФАУ «25 ГОСНИИ ХИММОТОЛОГИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ» Владимир Васильевич Середа и ведущий научный сотрудник Игорь Григорьевич Данильченко (журнал «Трубопроводный транспорт нефти», №10_2010 - ссылка на источник: http://media.transneft.ru/...).
Родился 7 сентября 1940 г.
В Вооруженных Силах прослужил 34 года.
- Курсант Винницкого, с 1960 г. - Ульяновского ВТУ.
- Старший инженер по развертыванию трубопровода 83 отпб., затем 95 тпбр.
- Дальнейшая служба - в 25 ГосНИИ МО, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.
***************
С июля по сентябрь 2010 года два трубопроводных батальона развернули в общей сложности 21 линию трубопровода протяженностью 178,4 км; по ним подано к очагам пожаров и возгораний торфяников около 700 тыс.м3 воды. Поставленная задача была выполнена. Трубопроводные части продемонстрировали высокий уровень готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также эффективность при подаче воды в районы массовых пожаров. И все же закономерен вопрос: могли ли военные трубопроводчики справиться с этими задачами еще быстрее и лучше? Как специалисты в данной области (авторы много лет прослужили в трубопроводных войсках, участвовали в разработке, испытаниях и внедрении новой трубопроводной техники, в развертывании и эксплуатации трубопроводов во время войны в Афганистане, а также в районах различных стихийных бедствий – прим.ред.журнала) мы позволим себе остановиться на именно этой проблеме.
ГОРЯЧЕЕ ЛЕТО
Для начала хотелось бы поделиться некоторым прошлым опытом. В 1972 году в начале августа в ряде регионов страны сложилась схожая с недавними событиями чрезвычайная ситуация – массовые лесные и торфяные пожары, сильное задымление ощущалось даже в столице. Для борьбы со стихией были мобилизованы крупные воинские соединения. В районах восточнее Москвы действовали четыре дивизии (две мотострелковые, танковая и воздушно-десантная), части инженерных и химических войск, полки гражданской обороны. Армейские командиры понимали, насколько сложно будет решить задачу без достаточного подкрепления со стороны военных трубопроводчиков, но больше одного трубопроводного батальона на дивизию не давали. Всего же в тушении пожаров приняли участие пять бригад и четыре отдельных батальона. Один из авторов этой статьи в 1972 году уже через 26 часов после сигнала о мобилизации лично убыл с первым батальоном в район пожаров. Сутки марша, следующие – на монтаж трубопровода, а на третий день вода подавалась уже по девяти линиям.
Привлеченные к ликвидации пожаров в 1972 году трубопроводные войска были готовы развернуть около 3,6 тыс.км полевых сборно-разборных трубопроводов. К счастью, столько не потребовалось, – было развернуто 187 линий общей протяженностью 1,3 тыс.км. Там, где надобность в трубопроводе отпадала, его разбирали, оперативно перевозили на другое направление и снова монтировали. Всего по военным трубопроводам было подано 4,59 млн.м3 воды, с использованием которой были ликвидированы лесные пожары и возгорания торфяников на площади 44 тыс.га.
Эффективность полевых магистральных трубопроводов при подаче больших количеств воды была признана многими ведомствами.Трубопроводные войска действовали оперативно и организованно. Весной 1973 года в рамках научно-практической конференции состоялся показ техники трубопроводных войск руководству гражданской обороны, доложено о способах использования полевых магистральных трубопроводов при ликвидации пожаров. Именно с учетом опыта борьбы с огненной стихией в 1972 году через три года в штат каждого полка гражданской обороны был введен трубопроводный взвод и комплект трубопровода ПТГО-100/150-6/4 протяженностью 10 км. Но, к сожалению, сейчас в системе МЧС России трубопроводных подразделений нет.
После распада Советского Союза в Российской Федерации оказалось 14 трубопроводных бригад и отдельные трубопроводные батальоны. Сейчас от них осталось несколько трубопроводных батальонов постоянной готовности полного состава. Два из них привлекли к ликвидации лесных и торфяных пожаров 2010 года, но этого оказалось явно недостаточно для подачи необходимых объемов воды.
АВИАЦИЯ ХОРОШО, А ТРУБОПРОВОД ЛУЧШЕ!
В современной армии полевые магистральные трубопроводы предназначены для перекачки светлых нефтепродуктов. Тем не менее в соответствии с Руководством по эксплуатации полевых магистральных трубопроводов перекачка воды по полевому трубопроводу отнюдь не исключается. Известны многие случаи длительной подачи воды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это и при пожарах, причем не только 1972 года, и во время аварии на Чернобыльской АЭС, и после землетрясения в Армении, и для обеспечения учений «Шаган» в 1975 году, на которых использовался трубопровод протяженностью 70 км, и при тушении пожара на складе боеприпасов Забайкальского военного округа в 2001 году и др.
Преимущества трубопроводного транспорта перед другими средствами подачи воды очевидны. Это подтверждается и технико-экономическими расчетами, результаты которых приведены в Концепции применения полевых сборно-разборных трубопроводов Министерства обороны РФ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Она была утверждена еще в 2002 году Министерством обороны и Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В этом документе отмечено – при подаче одинакового количества воды на плече 7,5 км полевые трубопроводы с экономической точки зрения эффективнее автоцистерн в 4–6 раз, самолетов Ил-76ВАП в 300–400 раз, вертолетов Ми-26 в 500–700 раз и, наконец, вертолетов Ми-8Т в 1600–2200 раз.
Приведенные данные однозначно свидетельствуют о том, что автомобильный и авиационный виды транспорта при необходимости подачи в зону крупных лесных пожаров больших количеств воды не могут конкурировать с экономической точки зрения с полевыми трубопроводами. Авиационные средства пожаротушения целесообразно использовать в основном для тушения отдельных очагов пожара, особенно на начальной стадии их развития и в труднодоступных районах страны.
Бесспорно, авиация – мощное средство борьбы с пожарами. Ее с успехом применяют за рубежом – во Франции, Греции, Испании. Но специфика России в ее обширных пространствах. В 2010 году авиация МЧС России совершила почти 2 тыс. вылетов, выполнила более 9 тыс. сбросов – всего порядка 73 тыс.т огнегасящей жидкости. То же количество воды при меньших затратах можно подать по 10 линиям полевых трубопроводов в течение трех суток.
Очевидными положительными качествами полевых магистральных трубопроводов являются простота конструкции, модульное построение технологических обвязок, возможность неоднократного использования на разных направлениях, сравнительно невысокие квалификационные требования к основной массе личного состава, короткие сроки устранения аварий и повреждений, возможность прокладки по недоступной для транспорта местности, отсутствие необходимости в инженерной подготовке трассы. При использовании для ликвидации пожаров их можно прокладывать непосредственно в зоны горения, сооружать системы разветвленной конфигурации, создавать защитные водяные завесы вокруг важных объектов и населенных пунктов.
Какие из всего вышесказанного можно сделать выводы? Во-первых, с учетом недавних событий стоило бы еще раз пересмотреть вопрос численного состава трубопроводных войск. Во-вторых, считаем, что назрела необходимость в разработке документов, которые регламентировали бы техническую и организационную стороны использования полевых магистральных трубопроводов в таких чрезвычайных ситуациях. В качестве заказчиков на паритетных началах могли выступить МЧС (рациональное использование выделяемых в таких случаях трубопроводных частей в интересах этого ведомства) и Министерство обороны, для которого тоже не исключается вероятность использования их не по «штатному» предписанию. К настоящему времени накоплен достаточный опыт применения полевых магистральных трубопровод в таких областях, как перекачка нефти, формирование трубопроводно-складских систем, техническое прикрытие магистральных нефтепродуктопроводов и нефтепроводов. Представляется, что использование их в этих целях будет расширяться.
Воспоминания полковника И.Г.Данильченко о командировке в Лаос в разделе *От Испании до Афгана*
Воспоминания генерал-майора В.В.Середы о формировании 276ТПБр в разделе *КП бригады*
*****************************